Людмила Мохначева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием схемы для описательного рассказа «На выставке животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием схемы для описательного рассказа
Тема: «На выставке животных»
Разработала и провела: воспитатель первой категории
Мохначева Людмила Валерьевна
Задачи:
1. Продолжать учить детей составлять описательный рассказ при помощи схемы.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием схемы для описательного рассказа „На выставке животных“» размещена в разделах
- Животные. Составление рассказов, описание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
2. Закреплять умение детей составлять сравнительный описательный рассказ по двум картинкам.
3. Развивать связную речь, мышление, умение сравнивать и анализировать.
4. Воспитывать умение отвечать на вопрос полным предложением, проявлять инициативу при выполнении заданий.
Материал:
Схема для описания животных; мольберт; указка; игрушки, приближенные к натуральным размерам и внешнему виду животных (собака, кошка, змея, лягушка); красивые непрозрачные ящики, немного больше по размеру, чем игрушки; красочные иллюстрации животных (белка, заяц, слон, жираф).
Ход занятия:
Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята! Я хочу вас сегодня пригласить на выставку. Вы знаете, что такое выставка? (ответы детей) Правильно! На выставках можно посмотреть и даже купить различные вещи. А какие бывают выставки? Может быть, кто–то из вас был на выставках? (ответы детей)
Воспитатель: Верно! Бывают выставки картин, скульптур, мебели, техники, ювелирных украшений и т. д. Бывают и выставки животных. Я вас приглашаю на такую выставку.
Дети садятся на стульчики перед мольбертом.
Воспитатель обращает внимание детей на красивые коробки на столах.
-Ребята! В этих домиках спрятались животные. Они покажутся нам тогда, когда вы отгадаете загадки о них. Первая загадка: в будке живет, кости грызет, лает и кусается, как называется? (собака)
-Правильно! Это собака!
Воспитатель достает из домика игрушку собаку и ставит на столик возле мольберта.
-Это выставочный стол. Я поставлю на него нашу собаку. Давайте рассмотрим получше эту собаку. На выставках принято рассказывать о животных. Нам поможет схема описания животных, которую вы видите на мольберте. Давайте вспомним, что означают знаки на этой схеме.
1. Кто это?
2. Цвет животного.
3. Части тела.
4. Чем покрыто животное.
5. Какой звук издает животное.
6. Чем питается (хищное или травоядное)
7. Жилище животного.
8. Что животное делает зимой.
9. Какую пользу приносит человеку.
1-2 ребенка составляют описательный рассказ о собаке по схеме. Пример рассказа : Это собака. Собака белого цвета, с коричневыми пятнами. У собаки есть туловище, четыре лапы, голова, хвост, ушки. Собака покрыта шерстью. Она гавкает: Гав! Гав! Собака питается мясом, это хищное животное. Собака живет рядом с человеком, собака – домашнее животное. Зимой она не впадает в спячку. Собака помогает человеку: охраняет дом, спасает людей, помогает ловить преступников.
Воспитатель: А теперь мы вернем собаку к ее домику и посмотрим, кто еще живет в домиках. Слушайте загадку: Мягкие лапки, а в лапках – царапки (кошка)
Воспитатель выставляет на стол игрушку кошку и дети по предложенной схеме описывают животное (1-2 ребенка)
Воспитатель: Ребята, а как назвать одним словом кошку и собаку? Это дикие или домашние животные? (домашние) Давайте встанем и поиграем в домашних животных – котят.
Физминутка «Котята»
-Все котятки мыли лапки. Вот так, вот так.
-Мыли ушки, мыли брюшки. Вот так, вот так.
-А потом они устали, сладко-сладко спали (дети имитируют движения)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: А теперь мы посмотрим, кто находится в следующем домике. Отгадайте загадку: Кто длиннее, чем чулок. У кого ни рук, ни ног? Кожа, словно чешуя, по земле ползет… (змея) Верно! Теперь расскажем про змею.
Воспитатель выставляет змею на стол, 1-2 ребенка составляют рассказ по схеме.
Воспитатель: Хотите узнать, кто находится в последнем домике? Отгадайте загадку: Летом в болоте вы её найдёте. Зелёная квакушка, кто это?. (лягушка)
Воспитатель: расскажите по нашей схеме про лягушку (дети составляют рассказы). А теперь назовите одним словом змею и лягушку, это дикие или домашние животные?
Дети: Это дикие животные.
Воспитатель: Мы поиграем в диких животных.
Физминутка «Весёлые зверята»
-Зайка скачет по кусточкам,
-По болоту и по кочкам.
-Белка прыгает по веткам,
-Гриб несёт бельчатам-деткам.
-Ходит мишка косолапый,
-У него кривые лапы.
-Без тропинок, без дорожек
-Катится колючий ёжик (дети имитируют движения животных)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю посетить фотовыставку животных (на мольберт выставляются картинки с изображением зайца и белки). Давайте их сравним, найдём чем они похожи и чем отличаются.
Пример: Заяц и белка дикие животные, они живут в лесу, оба травоядные. У них есть мех, лапы, хвосты. Отличаются они по цвету. Заяц серый, а белка рыжая. У зайца длинные уши, а у белки маленькие. Заяц передвигается по земле, а белка – по веткам. Заяц живёт в норе, а белка – в дупле.
Таким образом сравниваются жираф и слон.
В конце занятия проводится анализ:
Воспитатель: Ребята, вам понравилась выставка животных? Какие животные понравились вам больше всего? Какие загадки вы запомнили? Понравилось ли вам искать похожее и отличия в животных?
- Вы все молодцы, я вам подарю сувениры на память о выставке (детям раздаются фигурки животных).