Новикова Елена
Конспект НОД «Крошечка-Хаврошечка» и конспект занятия «Лисичка со скалочкой»
▼ Скачать + Заказать документы
"Крошечка - Хаврошечка"
Область: «Речевое развитие»
Раздел: «Чтение художественной литературы»
Тема: «Знакомство со сказкой «Крошечка -Хаврошечка»
Возрастная группа: младшая
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Развитие связной речи детей.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД „Крошечка-Хаврошечка“ и конспект занятия „Лисичка со скалочкой“» размещена в разделах
- познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;
- учить детей строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного;
Развивающие:
- развивать речь, мышление;
- формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки;
- совершенствовать диалоговую речь;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к устному народному творчеству;
- воспитывать доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную
минуту;
Материал: Текст русской народной сказки «Хаврошечка», мяч, картинка с изображением коровы, платочки для росписи, цветные карандаши (фломастеры).
Расширить и активизировать словарный запас: Сирота, Одноглазка, Двухглазка, Трехглазка, рябая корова, журить, пять пудов, распеклась, листвицы шумят золотые, затрогал девушек, барин,; в добре поживать, лиха не знать.
Ход:
I Вводная часть
(дети садятся на стульчики)
В: Дети я для вас приготовила загадку. Слушайте ее внимательно:
Гуляет летом по полям
И молоко дает всем вам,
Громко «му» кричит хозяйке
Сена мне побольше дайте.
Д: корова!
В: Ребята, а почему вы решили, что это корова?
Д: (ответы по загадке)
В: А что вы еще можете рассказать о корове?
Д: Корова – это крупное домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу : молоко, мясо. У коровы рождается теленок. Она мычит и бодается.
В: А каком крупном домашнем животном мы сегодня говорили?
Д: корова.
II Основная часть
В:Я вам сегодня прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка», одним из героев тоже является корова. Слушайте внимательно.
- Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
Словарная работа:
прясть- скручивание (волокна0 делать нить
ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити
рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета
заморили- замучили
распеклась на солнышке – пригрелась
лихо- зло
наливное (яблоко) – сочное, созревшее
- Физминутка
Мы устали, засиделись
Нам размятся захотелось.
(одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
(повороты корпусом)
Приседанья начинаем
Ноги до конца сгибаем.
Верх и вниз, вверх и вниз,
Приседать на торопись.
(приседания)
И в последний раз присели
А теперь на место сели.
(дети садятся на места)
В: Ребята, понравилась вам сказка? Кто является главным героем сказки?
Д: Хаврошечка
В: Скажите, кто помогал ей в трудной жизни, в работе?
Д: Хаврошечке помогала корова.
В: Как она ей помогала?
Д: В одно ушко влезет Хаврошечка, а в другое вылезет- все и готово.
В: Легко ли жилось Хаврошечке в этой семье?
Д: нет, Хаврошечка ткала, пряла, работала, слова доброго никогда не слыхала, обижали ее, а жалеть никто не жалел.
В: «Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят».
В: Как мачеха узнала о том, что Хаврошечке помогает коровушка?
Д: Ей сказала об этом Трехглазка. Мачеха посылала дочерей на луг подсматривать за Хаврошечкой.
В: Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу для того чтобы они скорее заснули?
Д: Спи глазок, спи другой.
В: Чем закончилась сказка?
Д: Хаврошечка угостила яблочком барина.
В: Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать»
Д: Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.
Упражнение «Скажи какая?»
Мачеха какая?
Д: злая, недобрая, сварливая, грубая, жестокая, некрасивая, крикливая
В: Хаврошечка какая?
Д: добрая, ласковая, трудолюбивая, терпеливая, красивая, милосердная, воспитанная
-Творческая работа (работа проводится за столом)
В: Посмотрите на столах у вас лежат платочки – один для Хаврошечки, другой для мачехи. Раскрасьте платочки: «Какой вы бы подарили мачехе, какой вы бы подарили Хаврошечке». Почему (выполненные работы вывешиваются на доске)
Д: ответы детей
В: Ребята подойдите ко мне. (дети встают в круг на ковре)
Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся
III Заключительная часть
В: С какой русской народной сказкой мы с вами познакомились сегодня?
Д: Хаврошечка
В: С каких слов начинается сказка?
Д: Есть на свете люди хорошие, а есть и похуже.
В: Кто и как помогал Хаврошечке?
Д: Хаврошечке помогала коровушка.
В: Кто и как следил за девушкой?
Д: За девушкой следили: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.
В: Какими словами закончилась сказка?
Д: И стала она в добре поживать, лиха не знать.
Конспект занятия
Область: «Речевое развитие»
Раздел: «Чтение художественной литературы»
Тема: «Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой».
Возрастная группа: младшая
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по её содержанию. Помочь детям понять, что лиса в этой сказке - персонаж отрицательный. Вспомнить с детьми названия русских народных сказок о животных, в которых один из действующих лиц – лиса.
Задачи:
Обучающие:
• Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам.
• Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам.
Развивающие:
• Развивать мышление, память, воображение.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук и координацию движений
Воспитывающие:
• Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Демонстрационный материал: Иллюстрации к сказкам, магнитофон, кассета, игрушка Лиса, сундучок.
Предварительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о лисе; рассматривание иллюстраций; разучивание стихов, игр.
Словарная работа: Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна, скалочка, рыжая, мордочка, скалочка.
Организационный момент.
Воспитатель: Дети, я очень рада видеть вас. Встаньте в круг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. (улыбаемся)
Отлично! Какие вы все улыбчивые и дружные.
Молодцы!
Звучит музыка песни «В мире много сказок»
Воспитатель: Послушайте, какая красивая звучит песня. О чем это песня?
Дети, вы хотите сегодня отправится в сказочное путешествие.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Сюрпризный момент. Появляется волшебный сундучок, в котором спрятана игрушки лисы.
- Ребята, посмотрите, что это?
-Правильно, кто-то забыл волшебный сундучок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что же там такое. Слушайте загадку.
Она живёт в большом лесу –
Все знают хитрую куму,
А про её проказы
Есть сказки и рассказы. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (Лиса)
- Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки.
Ребята, как в сказках называют лису?
Дети: Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна.
А как выглядит наша Лисичка?
Дети: У нее пушистый хвост, острая мордочка, рыжая.
Беседа. - Воспитатель: Я приготовила для вас выставку книг.
Посмотрите, какие сказки здесь есть?
-Как называются все эти сказки? (русские народные)
-Дети, почему они так называются? (их написал народ).
В каких сказках мы с вами встречали лису?
Дети: Колобок, Теремок, Рукавичка, Заюшкина избушка, Лиса и заяц, Снегурочка и лиса, Петух и Лиса.
А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики.
Знакомство с сказкой.
А сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой. Которая называется «Лисичка со скалочкой».
Сели все правильно. Спинку выпрямили ножки подружили.
Чтение сказки.
Далее дети отвечают на вопросы по сказке.
Вопросы:
Что нашла лисичка на дорожке?
-Что было дальше?
-Кого отдал мужик за скалочку?
-Кого отдал мужик лисе в другой деревне?
- Как обманули лису в третьей деревне?
- Как лиса сама с собой разговаривала?
- Как вы думаете, хорошо ли поступала лиса?
А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказке?
Дети: Лиса в сказке хитрая, обманщица.
-Молодцы,
Молодцы.
Анализ: А вам понравилась сказка? А как она называлась? Чему она нас учит? А кто герой этой сказки?
-Ну а нам пора прощаться,
И со сказкой расставаться.