Ольга Пасхина
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Моя семья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колокольчик» г. Палласовка Волгоградской области
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Моя семья»
для детей старшей группы
Составила воспитатель:
Пасхина О. Н.
Дата проведения:12.02 2016 г.
2016год
Тема: «Моя семья»
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Моя семья“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель старшей группы Пасхина Ольга Николаевна
ЦЕЛЬ: расширять активный словарь детей, формировать коммуникативные навыки.
ЗАДАЧИ:
-развивать речь детей, учить отвечать на вопросы полными предложениями;
- формировать дифференцированные представления о близких родственниках как представителях определенного возраста и пола;
- развивать внимание и память;
- закрепить знания о профессиях;
- закреплять в речи относительные прилагательные, правильно называть имена и отчества своих близких;
- воспитывать доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, умение работать в группе,оказывать друг другу помощь.
- воспитывать любовь к близким;
Наглядный и демонстрационный материал: картинки с изображением мужчин, женщин, девочек, мальчиков. «Ствол дерева» для создания «Дерева нашей группы»(на стволе уже приклеенные фотографии сотрудников детского сада, натуральные ветки); листья, вырезанные из плотной цветной бумаги зеленого цвета, с наклеенными на них фотографиями детей и их родителей; музыка (тихая и спокойная) ,мяч, небольшие зеркала по количеству детей, наборная доска, буква Я (7 штук,указка,экран,проектор,корзинка с сюрпризом.
Формы и методы:
-беседа;
-игра;
-чтение художественной литературы;
-ИКТ.
Интеграция образовательных областей:
-«Социально-коммуникативное»
-«Речевое развитие»
-«Физическое развитие»
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети стоят полукругом.
Воспитатель с загадочным видом: Ребята, вы любите путешествовать?.(ответы детей) Я приглашаю вас в путешествие и мы побываем в прошлом, настоящем, и в будущем.
-Сначала попробуем разобраться: то, что прошло - это (прошлое, а то, что только ещё будет - это (будущее, а то, что есть - это (настоящее). Чтобы отправиться в наше путешествие, мы должны выполнить задание, если мы выполним его правильно, то окажемся в другом времени.
-Посмотрите здесь картинки, но они все перепутались, давайте сообща наведем порядок, расставим их по порядку, как растет человек. Девочки будут выкладывать ряд «как растёт девочка» ,а мальчики-«как растёт мальчик»
Игра «Что сначала, что потом»
Дети расставляют картинки: «От девочки до бабушки (старушки)», «От мальчика до дедушки (старичка)».
Воспитатель: Кто здесь самый маленький? Кто молодой? Какая девочка? Какой мальчик? Кто взрослый? Кто самый старший? (ответы детей).
Воспитатель таинственно:
Мы правильно выполнили задание и можем отправляться в доброе прошлое, тихонечко проходим на стульчики, шепотом говорим волшебные слова: «Раз, два, три глазки сомкни,в прошлое попади!»(звучит тихая и таинственная музыка).
Видео - ряд. «Младенчество»
Воспитатель:
-Вот мы и попали в прошлое, это как раз то время когда вы только родились. Может, кто узнал себя в этих малышах. (дети показывают себя на экране)
Да, это вы! Как же радовались ваши родители, когда вы появились на свет. Но перед ними встала важная задача, знаете какая?- дать вам имя. Ведь имя есть у всех и без имени нельзя. Давайте вспомним те времена, когда вы только учились говорить свое имя.
Воспитатель: А вспомнить, как вас ласково называли, поможет нам вот этот подарок из прошлого, что это?
Дети: - Погремушка!
Воспитатель: Становитесь в круг, у кого в руках погремушка, тот и говорит.
Сейчас погремушка у меня. Значит, говорю я!
Игра «Скажи ласково»
Воспитатель: Меня в детстве называли ласково: Оленька (передаю погремушку по кругу).А тебя?
(ответы детей.)
Воспитатель: Прошлое остается позади, дети подрастают, узнают много
нового. Пришло время отправиться дальше, скажем вместе, тихонько,
волшебные слова: «Раз, два, три, повернись, в настоящее вернись».
Воспитатель: -Садитесь и закройте глаза. (звучит тихая музыка).
(дети садятся на стульчики, беру зеркала и кладу их на руки детям.)
Игровое упражнение «У зеркала»
Воспитатель: У настоящего тоже есть подарок, открываем глазки, посмотрите, кого вы там увидели?
Дети: – Себя!
Воспитатель: – Правильно! Каждый увидел сам себя. Но каждый из вас неповторим. Ведь мы бываем разные, улыбнитесь себе! А еще мы умеем сердиться, бывает, мы грустим, или радуемся, бываем задумчивыми (дети показывают мимикой разные эмоциональные состояния). Хоть мы и разные, но у каждого есть самый близкий, дорогой человек, который вас любит, оберегает, это – мама! Скажите как зовут вашу маму?Какая ваша мама? (ответы детей-добиваюсь полного ответа).
Воспитатель:
-Продолжаем наше путешествие и мы отправляемся в будущее.
Давайте сядем по удобнее. Скажем волшебные слова: «Раз, два, три, улыбнись будущее появись!» (звучит музыка).
Фото-ряд «Родители на рабочем месте»
Воспитатель: -Посмотрите, а вот это может быть вашим будущим. Это профессии ваших родителей. Вспомните, кем работают ваши родители (полные ответы детей с показом фото на экране).
Воспитатель:
И вы вырастите, выберете себе профессию, кто то станет машинистом как у Бронислава папа, кто то военным как папа у Алексея. А девочки - учителем как мама у Алёны, врачом как у Ангелины. А пока мы должны расти и учиться.
Воспитатель:
С помощью волшебных слов вернемся в настоящее «Раз, два, три не вертись в настоящее вернись!»
(на наборной доске выставлена буква Я).
Воспитатель: Отгадайте слово, которое зашифровано на доске. Какая буква? Ответы детей: (буква Я).
Воспитатель: давайте сосчитаем, сколько букв Я?
Дети: (считают)
Я Я Я Я Я Я Я –СЕМЬ-Я. (7-Я). Какое слово получилось?
Воспитатель: - Молодцы!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке).
-Расскажите о своей семье, чем вы любите заниматься. (беседа с детьми о семье)
Воспитатель:
-Кто знает, что такое семья?
Ответы детей: (это близкие люди, которые живут вместе).
Воспитатель:
-Кто же эти близкие люди? (ответы детей– мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.)
Воспитатель: А вот и посмотрим вместе, какие у вас семьи.
(На экране видеоряд семейных фотографий.)
Воспитатель: Давайте рассмотрим фотографии некоторых семей.
Кого вы там видите? (ответы детей, называют имя, отчество родителей, называют членов семьи)
Воспитатель: На семейных фотографиях, вы видите мужчин, женщин, девочек, мальчиков.
Игровое упражнение «Скажи, кто может быть…»
- Скажите, в семье кто может быть мужчинами? ( ответы детей: папа, дедушка)
-Какой он? (ответы - сильный, строгий, большой…старый, мудрый, серьезный)
- Кто в семье может быть женщиной? ( ответы: мама, бабушка)
- Какая она? ( ответы: заботливая, красивая, трудолюбивая… добрая,ласковая, старенькая)
- Кем может быть мальчик в семье? Какой он? ( ответы: сын, внук,брат…забавный, веселый)
- Кем в семье может быть девочка? Какая она? ( ответы: дочь, внучка,сестра…старательная, умная)
Игра «Кто я»
Дети становятся в кружок, воспитатель в центре. Бросаю мяч и задаю вопрос, например: Я мама, а ты мне кто (ребёнок, бросая мяч обратно воспитателю, отвечает: сын (дочь)
Аналогично – папа, дедушка, бабушка, тетя, дядя.
Воспитатель:
Вы каждый день ходите в детский сад, в нашу группу. Вам нравится здесь (ответы)
Воспитатель: Мы все находимся здесь почти весь день. Мы дружим, уважаем друг друга, помогаем друг другу. Этим мы тоже похожи на семью. (обращаю внимание на дерево.)
В нашей группе выросло необычное дерево. Это «Дерево нашей группы». На дереве есть ствол, но нет веток, помогите мне - каждая ветка - это ваша семья. Проходите на свои места,там вы найдете веточки. В тарелочках листочки на которые наклеены фотографии ваших родителей и членов семей. Приклеивайте листочки на веточку. Готовые веточку мы прикрепим к нашему дереву. При этом говорите как зовут членов вашей семьи, называйте их имена и отчество, кем они вам приходятся. (дети приклеивают листочки на дерево и называют имена родственников).
Воспитатель: Вот такое дерево у нас получилось. Наше путешествие во времени подошло к концу.
Итог:
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Что понравилось больше (ответы детей)
Мне тоже понравилось путешествие. Вы правильно отвечали на вопросы, составили красивые рассказы о своей семье.
Сюрпризный момент
Воспитатель: Я когда была маленькой, мама мне сама делала конфету-леденец. Мы называли её «Петушок» .Я хочу поделиться с вами конфетой моего детства и угостить вас. (детям раздаётся леденец «Петушок»)