Ольга Васильева
Взаимосвязь между образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть - семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Поэтому в последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой и актуальной. Педагоги и родители хотят видеть своих детей уверенными в себе, умеющими четко произносить все звуки родного языка, грамотно и четко строить предложения. Несмотря на активное применение инновационных технологий, количество детей с различными речевыми нарушениями не уменьшается. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Публикация «Взаимосвязь между образовательными областями „Социально-коммуникативное развитие“ и „Физическое развитие“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Психологи считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Ведь правильное и своевременное физическое развитие и воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Семья – это первая ступенька овладения ребенком родного языка. В семье он приобретает первый опыт общения, проявляется его речевая активность. Детский сад – это вторая ступень вхождения в социум, где ребенок вступает в общение со своими сверстниками. От умения общаться, выражать свои мысли, от коммуникативных способностей зависит его дальнейшее развитие личности. Речь ребёнка формируется постепенно, к 5-ти годам он должен овладеть не только четким произношением всех звуков, но и справляться с несложными ритмическими структурами речи.
Познавательно-речевое развитие - одно из направлений по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В помощь таким детям в нашем детском саду функционирует логопедический пункт. Использование комплекса разнообразных средств и методов способствует умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности ребенка. Взаимосвязь специалистов, учителя – логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и педагога-психолога, помогает успешно преодолевать речевые нарушения у детей.
С целью корректировки у детей недостатков речевого развития в физкультурно–оздоровительную работу активно вводятся элементы логоритмики. Мною выбраны упражнения: на развитие ритма, выразительной стороны речи с использованием разной интонацией; развитие мелкой моторики и общей моторики.
Коррекция речевых и двигательных недостатков детей с нарушением речи средствами логоритмических упражнений стала основной целью моей работы с детьми с ОВЗ.
Для успешной реализации плана ставятся следующие задачи:
1. Создание условий для проявления и развития детской индивидуальности
2. Воспитание сознательного, внимательного отношения к своему здоровью, понимание и стремление к здоровому образу жизни;
3. Коррекция недостатков речевого и физического развития у детей посредствам логоритмических упражнений.
4. Формирование физической и социальной готовности к обучению в школе.
В дошкольном возрасте дети с нарушением речи обращают на себя внимание. У таких детей прослеживается замедление физического развития, двигательной расторможенностью, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. Повышенная отвлекаемость сочетается у них с малой познавательной активностью, личностной незрелостью, трудностями в общении и обучении. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Развивая коммуникативные способности, мы помогает ребенку адаптироваться в социуме.
Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет речедвигательная деятельность. К ним относятся:
1. физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);
2. физкультурные занятия;
3. активный отдых (физкультурные досуга и праздники, дни здоровья);
4. самостоятельная двигательная деятельность;
5. индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).
Логоритмика – это система двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов, и общей моторики. Упражнения на развитие голоса, речи, речевого дыхания, темпа и ритма проводиться с музыкальным сопровождением и без него. Речевой материал доступен детям, понятен. Используя игровые упражнения на утренней гимнастике, дети становятся более активными, они быстрее пробуждаются и готовы к дальнейшей образовательной деятельности.
Например,
пальчиковая гимнастика - это песни и стихи, сопровождаемые движением рук. Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
Динамические упражнения, включают в себя разные виды ходьбы, бега, маршировки со словесным и музыкальным сопровождением.
Музыкальные и музыкально-ритмические игры, помогают развивать речь, внимание, умение ориентироваться в пространстве и чувства ритма.
Артикуляционная гимнастика, когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук. Помогает укреплению мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.
Дыхательные упражнения, направлены на формирование глубокого вдоха, так как у многих детей дыхание поверхностное.
Упражнения регулирующие мышечный тонус (сжимание и разжимание кулачков, изображение холода – тепла, походим как… медведь и т. д.)
Счетные упражнения, проводятся для выбора водящего, ведущего, центрального.
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям, способствует развитию мышечно-двигательной и координационной сферы.
Статические упражнения.
Упражнение на развитие словотворчества, развивает память ребенка и расширяет активный словарь детей.
Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на физкультурных занятиях положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные двигательные навыки, но корректируют нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.
Таким образом, взаимодействие педагогов : логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и, конечно, воспитателя приводит к положительным результатам. У дошкольников общими усилиями развивается связная речь, обогащается словарь детей, развивается художественная, выразительная сторона речи, а так же развивается чувство ритма, темпа, общая и мелкая моторика, что является неотъемлемой частью растущего детского организма.
Библиография:
1. Гончарук Г. «Игровая физкультура» М., 2004.
2. Картушина М. Ю «Логоритмика в детском саду» М., 2007.
3. Прищепа С. С. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» М., 2009.
4. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия в детском саду» М. ,2009.
5. Третьякова Т. А. ,Суровцева С. Б. ,Кирьянова О. В. «Комплексные занятия с детьми 6-7 лет» Волгоград, 2010