Чугунихина Наталья
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим «Зимушка-зима» для детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Донецкая Народная Республика
Администрация города Енакиево
Отдел образования
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение «Ясли - сад № 41 «Олимпийский» комбинированного типа города Енакиево»
Конспект интегрированного занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
(ознакомление с окружающим)
в группе компенсирующего типа для детей с нарушением речи на тему :
«Здравствуй, зимушка-зима»
Подготовил:
воспитатель
Чугунихина Н. А
Дата: 14.12.2023
2023
Публикация «Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим „Зимушка-зима“ для детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
Технологическая карта
организованной образовательной деятельности
Тема: «Здравствуй, зимушка-зима».
Дата проведения: 14.12.2022
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Тип группы: компенсирующего типа для детей с нарушением речи.
Базовый вид деятельности обучения на занятии: познавательная деятельность
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Цель занятия: уточнить и закрепить представления детей о зиме, особенностях зимней природы.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие :
- уточнить и расширить представление о характерных особенностях зимней природы;
- обучать способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы;
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений природы;
- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление;
Задачи образовательных областей в интеграции :
Социально-коммуникативное развитие:
- формировать основы безопасного поведения в природе;
-формировать готовность детей к совместной деятельности;
-воспитать доброжелательное отношение друг к другу;
Речевое развитие:
- уточнять и активизировать словарь по теме «Зима»;
- пополнять словарный запас прилагательными;
- обучать отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки, слова-действия;
- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; артикуляционную моторику, координацию речи с движением;
Художественно-эстетическое развитие
- развивать интерес к изобразительной деятельности;
- развивать графомоторные навыки межполушарного взаимодействия (рисование двумя руками);
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы;
Физическое развитие:
-совершенствовать двигательные умения и навыки;
- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, координацию речи с движением; развивать навыки самомассажа;
- развивать координацию движений.
Оборудование: игрушка обезьяны, палочки для опытов, красный и белый картон, тарелочки для снега, салфетки, сюжетные разрезанные к картинки с изображением зимних развлечений детей; аудиозапись запись «Танец снежинок», зимняя мелодия, ноутбук; мнемотоблица «Здравствуй, зимушка-зима»; ватные палочки, листы белой бумаги форматом А4 краски гуашь, салфетки влажные.
Словарная работа: рыхлый, прозрачный, ручей, пруд, ледяные узоры, метель, снегопад, алеют
Этапы деятельности Действия педагога Действия детей Время
Вводный
Приветствие, установление зрительного контакта. Создание эмоциональной поддержки детей. Психологическая готовность Воспитатель:
– Ребята! Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся и поделимся с ними нашей теплотой и добротой.
– Приложите ручки к сердечку и подарите всем взрослым частичку своего тепла и доброты.
– Молодцы. Нашим гостям сразу стало тепло и уютно
Воспитатель:
- Ой, ребята посмотрите, нам прислали посылку. Давайте откроем и посмотрим что в ней.
(из коробки, достаёт игрушка обезьяны.)
- Ой, кто же это?
Голос Обезьяны:
(аудиозапись)
-Здравствуйте, дорогие ребята.
Меня зовут Тутти. Я живу в жарких странах и никогда не видела зиму. Мне бы очень хотелось подружиться с вами и побольше узнать об этом чудесном времени года.
Воспитатель: Ну, что ребята, расскажем Обезьянке о зиме?
Дети стоят полукругом
Дети приветствуют гостей «Здравствуйте!»
Дети берутся за руки и становятся в круг
«Все мы за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Теплота от наших рук побежит вокруг, вокруг.
День начнется с теплоты, с теплоты и доброты!»
«Обезьяна»
«Да»
3 мин
Основной
(деятельный)
знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, создание проблемной ситуации, требующей разрешения. Мотивация деятельности детей Воспитатель : - Посмотрите, какая загадочная таблица у нас есть, на ней изображены рисунки-подсказки. Нам нужно по её символам составить рассказ о зиме. Используя все наши знания. Готовы? Тогда приступим.
Голос Обезьяны:
-Ребята, мне очень понравился ваш рассказ о зиме.
Воспитатель:
(звучит мелодия
«Вьюга, метель»).
Послушайте, а что шумит за окном?
- Правильно.
- А что такое вьюга, метель.
- А что происходит во время метели, вьюги?
- Ребята, а как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь?
-Оказывается, пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. А наша Обезьянка никогда не видела снега.
- Ребята, давайте научим нашу обезьянку определять свойства снега и льда.
-Тогда я приглашаю вас и нашего гостя в лабораторию, где мы будем определять свойства снега и льда.
Вы готовы?
Опыт 1.
- Ребята, положите на зеленый картон снег, а на красный - лед.
-Ребята, а давайте посмотрим через снег. Что вы видите?
-А теперь посмотрите через лед. Что наблюдаете?
-Какой вывод можно сделать?
Опыт 2.
-А теперь я предлагаю взять в руки палочки и попробовать проткнуть ими снег, а затем лед. Что обнаружили?
Опыт 3
-А сейчас мальчики себе на ладошку положите немного снега, а девочки - кусочек льда. И посмотрим, что у нас получится.
-Что вы чувствуете?
-А теперь что появилась на ладошках?
-Откуда она взялась?
-Что быстрее растаяло?
-Как думаете, почему?
Воспитатель: Вот мы с вами и рассказали нашей гостье о свойствах снега и льда. Обезьянка, тебе понравились наши опыты?
Голос обезьянки:
- Мне понравились ваши эксперименты со снегом и льдом, но я очень замерзла и хотела бы согреться.
Воспитатель: Ребята, поможем согреть нашу гостью?
Предлагаю вам сделать согревающий массаж.
(воспитатель с детьми выполняет движения)
Голос Обезьянки :
-Ребята, вы помогли мне согреться, и я очень довольна
Воспитатель: - Ребята, хотели бы вы рассказать нашей Обезьянке как мы весело проводим время на улице зимой?
-Вы получите волшебные конверты, в которых лежат части картинок. Ваша задача собрать целую картинку и рассказать что изображено на ней.
-Что изображено на картинке?
Воспитатель: Видишь, обезьянка, как много зимних забав у наших детей. Но, есть и правила поведения во время игр на улице зимой. Ребята, расскажем нашей Обезьянке эти правила?
Воспитатель:
Ребята. Какие есть правила игры в снежки?
Ребята, какие существуют правила катания с горки?
Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы немного устали, поэтому предлагаю вам немного поразмяться.
Воспитатель: - А сейчас ребята тебе покажут как легко и быстро могут нарисовать снеговика.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь, теперь мы с вами готовы нарисовать снеговика.
Показ техники рисования…
Воспитатель: Возьмите одну ватную палочку в правую руку, вторую палочку – в левую руку. Окунаем палочки сначала в голубую краску, рисуем первый круг (большой, затем второй (средний) и третий (маленький). Затем нарисуем шляпу, окуная чистые ватные палочки в красную краску. И в завершении глаза, окуная чистые ватные палочки в чёрную краску.
А сейчас мы дорисуем цветными карандашами нос и рот.
Воспитатель: Какие все молодцы. У вас получились чудесные портреты снеговика
Воспитатель: Ребята, вы справились на отлично со всеми заданиями.
Голос Обезьянки:
Ребята, я очень много интересного узнала про зиму, вы мне очень помогли. Но мне пора возвращаться в теплые края. До свидания.
Воспитатель:- Давайте подарим Обезьбянке раскраску, в которой она с друзьями будет раскрашивать зиму.
«Да»
Составление рассказа «Зима» опорой на мнемотаблицу.
- Наступила зима.
- Выпал белый пушистый снег.
- Снег укрыл всю землю белым одеялом.
- Дует холодный ветер.
- Реки и озера скованы льдом.
- Зайка сменил серую шубку на белую.
- Птицы прячутся от холода.
- На белом снегу видны снегири и синицы.
-Люди одевают зимнюю одежду – шапки, шубы, рукавицы.
- Дети рады зиме, потому что можно играть в снежки, кататься на санках.
- Наступает праздник Новый год и Дед Мороз дарит всем подарки.
- Дети рады зиме.
Предполагаемые ответы детей :
Вьюга. Метель. Пурга. Заверюха.
Метель - это снегопад с ветром.
- Во время метели ветер поднимает отдельные снежинки и переносит их по земле.
- Во время вьюги ветер завывает и закручивает снег высоко над землей.
- Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь, а холодной зимой - снег.
(дети подходят к столу на котором лежат тарелочки со снегом и льдом)
«Да»
Экспериментирование «Тайны снега и льда»
«Ничего не видно»
«Виден красный цвет картона»
«Снег белый, непрозрачный. Лед - бесцветный, прозрачный»
«Снег можно проткнуть палочкой, он рыхлый, мягкий. Лед нельзя проткнуть, он жесткий, твердый»
«Холод»
«Вода»
«Снег и лед стали таять, так как ладошки теплые»
«Снег»
«Снег мягкий рыхлый, а лед плотный и твердый»
«Да»
Самомассаж
«На дворе опять мороз»
(Дети выполняют движения, проговаривают слова совместно с воспитателем)
На дворе опять мороз
(Дети трут ладошки друг о друга.)
Чтобы носик не замёрз
Мы его сейчас потрём
И погладим, и помнём.
(Дети пальцами трут нос.)
Растираем наши щёчки,
Пусть алеют как цветочки.
(Дети ладошками трут щеки.)
Проведём по бровкам, глазкам,
Будут глазки словно в сказке.
(Дети пальцами проводят по бровям.)
А теперь погреем ушки,
Вот какие непослушки.
(Дети пальцами массажируют уши.)
Хлопнем, хлопнем, хлопнем снова,
(Дети хлопают в ладоши.)
Будем мы всегда здоровы.
(Дети показывают «класс»)
-Да
Игра «Собери картину» на тему: «Зимние забавы»
Звучит песня «Зима-красавица»
(дети собирают картинки по зимним забавам и озвучивают предложениями) :
«Дети лепят снеговика»
«Ребята ловко катаются на лыжах»
«Девочки и мальчики катаются на санках»
«Ребята катаются на лыжах»
«Дети играют в снежки»
«Дети со взрослыми катаются на коньках»
Да
Беседа «Безопасная игра зимой»
Ответы детей :
«Нельзя целиться в голову и лицо.
- кидаться обледенелыми снежками и кусками льда, т. к. можно получить травму.
- скатился с горки – сразу же отбегай в сторону.
- заходить на горку сбоку, где не катаются.
- не врезаться в другие санки и в людей, можно столкнуться и получить травму.
- нельзя кататься с горки рядом с дорогой, попадёшь под машину.
Физминутка
«Снеговик»
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком -(ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)
Вот такой (показывают величину кома меньше)
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)
Вот и вышел снеговик. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!
Снег метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху)
Шагает наш снеговичок
Нос морковку задирает (активный вдох через нос)
И снежинки раздувает (продолжительный выдох ртом)
«Да»
Рисование с элементами кинезиологии «Снеговик»
(Рисование двумя руками - развитие графомоторных навыков и межполушарного взаимодействия)
Дети выполняют рисование снеговика ватными палочками двумя руками одновременно.
20мин
Заключительный Воспитатель:
- Вам понравилось наше занятие?
-Что вам понравилось?
«Да»
«Проводить опыты со снегом
Рисовать снеговика
Складывать картинку из частей
Делать согревающий массаж
Мне понравился наш гость, которому мы рассказывали о зиме.
Мне тоже понравились опыты»
2 мин