Шалапанова Марина
Конспект НОД «Составление рассказа по картине «Ежи» для детей старшего возраста
Конспект образовательной деятельности по области
«Коммуникация: развитие речи»
для детей старшего дошкольного возраста
на тему :«Составление рассказа по картине «Ежи».
Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно, составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Составление рассказа по картине „Ежи“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
• Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
• Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
• Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные», автор П. С. Меньшикова, мольберт, указка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята сегодня на моем пути по дороге в детский сад, я встретила очень необычного гостя, который не живет в городе. Оказывается, он заблудился, и поэтому попросил у меня помощи, я согласилась ему помочь но, прежде всего, попросила его побыть у нас в гостях. А кто же этот гость вы узнаете сами, отгадав мою загадку. Слушайте внимательно.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки не одной. (Ёжик)
Воспитатель: Почему вы думаете, что это ёж?
Дети: потому, что еж живет в лесу и он весь в иголках.
Воспитатель: Правильно ребята это ёжик, почему сказано, что еж недотрога?
Дети: потому что он весь в иголках, до него нельзя дотронуться, он колючий; можно уколоться.
Ёжик: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй ёжик!
Воспитатель: Ёжик расскажи ребятам, о том, что с тобой произошло, как ты заблудился?
Ёжик: В теплый осенний вечер моя мама ежиха вывела меня и моих братьев ежат на лесную полянку. Мои братья Ежата разбежались по полянке и каждый нашел себе занятие, я тоже хотел побежать за ними но вдруг увидел, что из-за кустов что-то сверкает, как будто червячок ползет по листикам а они переливаются на солнышке. Ну, вот я и побежал за ним, я так долго бежал, что даже не заметил как начало темнеть, остался и без червячка и без семьи. Шел, шел и вышел на дорогу. Как хорошо, что я встретил вашу воспитательницу, а то так бы меня машина какая-нибудь раздавила уже. А еще Марина Геннадьевна мне пообещала что поможет отыскать мою семью, но только «Коммуникация: развитие речи»осле того как позанимается с вами.
Воспитатель: Конечно, помогу вместе ребятами. Не расстраивайся ёжик. Правда, же ребята.
Дети: Да! Не переживай мы тебе поможем.
Воспитатель: Ребята цель нашего сегодняшнего занятия научиться самостоятельно составлять рассказ по картинке «Ежи», придерживаясь плана. Но прежде мы с вами побеседуем об ёжиках. Ёжик: А я с радостью вам помогу, в этом Марина Геннадьевна.
Воспитатель: И в правду ребята, мы с ёжиками даже подготовили для вас вопросы пока вас ждали. Вы готовы.
Дети: Да готовы!
Воспитатель: Итак, начнем. Ежи ребята – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик, мама -… (ежиха, дети. (ежата, можно назвать их ласково… (ежатки, а если один малыш – то… (ежонок).
Ребята скажите где обитают ежи?
Дети: Ежи обитают в лесу.
Ёжик: Опишите меня, как я выгляжу?
Дети: Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине чёрные. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые.
Ёжик: Молодцы ребята.
Воспитатель: Ежик расскажи ребятам, как вы общаетесь между собой.
Ёжик: Общение у нас ежей происходит с помощью свиста. Ворчим мы, когда разозлимся. У всех ежей очень хороший слух и нюх.
Воспитатель: Ребята скажите, чем питаются ежи.
Дети: Ежи едят насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любят молоко.
Ёжик: Ребята, а вы знаете, что ежи делают зимой?
Дети: Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы.
Воспитатель: Все верно, а также весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает – лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – разносчики опаснейших для человека клещей.
Ёжик: Это правда, ребята, надеюсь, что в будущем вы будете совершать только хорошие поступки. Мне очень понравилось то, как вы отвечали на вопросы.
Воспитатель: А сейчас ребята посмотрите на картину которая называется «Ежи».
Ёжик: Ребята, да это же изображена моя семья. Моя мама ежиха, а с ней и маленькие мои братья ежата.
Воспитатель: Вот видишь ежик, твои родные тоже тебя ищут, и отправили во все уголки картину,чтоб ребята если тебя увидят здесь, сразу же отправили тебя домой, а твоей маме я уже сообщила, что ты находишься в нашем Детском саду № 2,и она уже в пути, а пока ее ещё нет. Мы составим рассказа о твоей семье. А ты послушаешь.
Ежик: Спасибо большое, я очень счастлив, с радостью вас послушаю.
Воспитатель: Итак, ребята, как можно назвать эту картину?
Дети: Заботливая ежиха, ежиная семья.
Воспитатель: Какое время года изображено на картине?
Дети: Лето.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…
Воспитатель: Какая мама ежиха?
Дети: Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.
Воспитатель: Что она делает?
Дети: Учит ежат добывать в лесу корм.
Воспитатель: Какие ежата?
Дети: Маленькие, забавные, хорошие.
Воспитатель: Что они делают?
Дети: Один ежонок свернулся в клубок, наверное чего-то испугался. Другие стоят около мамы.
Дети: Какие насекомые изображены на картине?
Физминутка
-Ребята, давайте сделаем физминутку и покажем, как заботится о своей семье папа ёж.
Ёж спешил к себе домой, Шагать на месте.
Нёс запасы он с собой. Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».
Через кочки он скакал, Прыжки на месте.
Быстро по лесу бежал. Бег на месте, руки согнуть.
Вдруг он сел и изменился, Присесть на корточки.
В шарик круглый превратился. Прижать голову к коленям, обнять руками колени.
А потом опять вскочил Подняться в рост.
И к детишкам поспешил. Шагать на месте.
Воспитатель: Теперь ребята, посмотрите внимательно на картину «Ежи».
Как бы вы ее назвали?
Дети: заботливая ежиха, ежиная семья
Расскажите о том, кто нарисован на картине;
Дети: ежиха, а с ней и маленькие ежата.
Какое время года изображено на картине?
Дети: Лето
Дети: Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…
Расскажите зачем пришли сюда ежи, расскажите о маме-ежихе, о ее детенышах – ежатах. Дети: Мама ежиха-большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.
Что она делает?
Дети: Учит ежат добывать в лесу корм.
Какие ежата?
Дети: Ежата-маленькие, забавные, хорошие.
Что они делают?
Дети: Один ежонок свернулся в клубок, наверное чего-то испугался. Другие стоят около мамы.
Какие насекомые изображены на картине?
Дети: Жук,червяк
Как себя чувствуют ежи на лесной полянке?
Дети: Ежатам хорошо, они рядом с мамой, в своей природной среде.
Воспитатель: А сейчас послушайте, мой рассказ:
— Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.
Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» — подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.
Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.
Хорошо ежатам на лесной полянке.
- Понравился ли вам мой рассказ? Что в моем рассказе вам запомнилось, показалось интересным? - Придумайте рассказ по этой картине.
Заслушиваются по очереди 3-4 детских рассказа.
Молодцы, хорошо рассказали, правда ёжик.
Ёжик: Да правда, ваши рассказы были очень интересными.
Воспитатель: Ребята, слышите кто-то стучит. Да это же мама нашего ёжика. Здравствуйте.
Мама Ежиха: Здравствуйте, как хорошо, что ты нашелся мой сыночек. Спасибо вам большое что позаботились о моем ежонке, пока я его искала. А сейчас нам пора с вами прощаться, ведь дома нас ждут другие мои маленькие ежата. А в благодарность за вашу помощь я принесла вам корзинку с угощениями. До свидания.
Ёжик: До свидания ребята.
Воспитатель, дети: Спасибо Вам. До свидания.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили, что интересное и новое узнали. Посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья.