Нина Ефанова (Булатова)
Конспект НОД по формированию экологической культуры детей через чтение художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать элементарные экологические представления о природе посредством произведений Н. Сладкова.
Задачи:
-Расширить и уточнить знания детей о подготовке зверей к зиме.
-Развивать экологическую культуру, основы экологического мировоззрения.
-Развивать связную речь.
-Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.
Оборудование: посылка с зимними запасами зверей, рассказ Н. Сладкова «Синичкины запасы», проектор, клей, салфетки, заготовки обложек экологических книг и знаков.
Публикация «Конспект НОД по формированию экологической культуры детей через чтение художественной литературы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Предварительная работа: чтение (восприятие) произведений Н. Сладкова, Пришвина, Бианки; рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, грызунов, птиц, животных, составление экологических цепочек.
Ход:
-Здравствуйте ребята, я сегодня к вам в гости пришла давайте познакомимся. Меня зовут Нина Михайловна, а вас? (дети представляются по очереди). (ответ детей: да)
Ребята, а вы знаете какое сейчас время года? (ответ детей: осень). Правильно ребята, а вы знаете, какая особенность этого времени года? Какие признаки осени вы знаете? (ответ детей: понизилась температура, убрали урожай, пожелтели листья). Да ребята и вправду начался листопад. Посмотрите сколько красивых, осенних листьев нападало. (проводиться игра: «с какого дерева лист», демонстрация деревьев в презентации: береза, платан, грецкий орешник, липа). Посмотрите, как много осенних листьев нападало, а давайте соберем осенний букет (во время сбора листьев, дети находят посылку).
- Ой, ребята, а что это за посылка? Это ваша? (вопрос к детям с предположением о том, кому может принадлежать посылка). Ребята, а тут написано, что бы узнать чья посылка нужно отгадать загадку.
(воспитатель читает загадку)
Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее. (Синичка)
- Правильно ребята это синичкина. Интересно, что там? (открывает посылку).
- Ребята посмотрите сколько тут всего интересного. (ребята подходят и рассматривают посылку: там грибы, горох, овес, орехи, каштаны, веточка калины). Да это же дары природы.
Ребята тут есть послание, давайте почитаем. Присаживайтесь на стульчики. (открывает письмо)Так это же рассказ Н. Сладкова «Синичкина кладовая»
(чтение рассказа Н. Сладкова «Синичкина кладовая»)
«Осень пришла. Холода, дожди и ветры в лес принесла.
Попрятались жуки-пауки, а семена и ягоды того и гляди снег засыплет. Пора жителям леса запасы на зиму делать. Каждый в лесу запасает по-своему.
Белка по сучкам грибы развесила, на зиму насушила.
Водяная крыса картошки с огорода натаскала, в свою нору спрятала.
Хомяк наносил с поля овса и гороха. В норе по углам разложил. Сам рядом спит – свой припас сторожит.
Одна синичка хохлатая не на себя, а на всех запасла! Жуков – пауков, семена – зернышки во все щели спрятала. Кто найдет зимой – тот пусть и угощается. На всех хватит. Еще и синичке останется! © Н. Сладков
- Ребята, о чем рассказ? (ответ детей) Вот как оказывается, как дикие животные готовятся к зиме. А что белка в этом рассказе запасает на зиму? (На экране слайд с белкой и зимними запасами.) (ответ детей: орехи). Отлично ребята, а что хомяк, на зиму запасает? (ответ детей: зерна, горох – слайд с изображением хомяка с запасами). А что же наша синичка запасает? (ответы детей: зерна, жучков и паучков).
- Ребята, так значит это синичка запасы для своих друзей делала, и посылка потерлась и не дошла. Ребята, а что же мы с вами будем делать с посылкой? (ответы детей: отправить почтой, отнести самим в лес). Хорошо ребята, мы решили посылку отправить почтой. Может немного отдохнем?
Физминутка:
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Локти согнули, руки встряхнули,
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут покажем,
Крылья сложили назад.
- Ребята, а вы бываете в лесу? А вы знаете как себя вести в лесу? (ответ детей: да). Сейчас мы проверим. Присаживайтесь на стульчики. Давайте все вместе поговорим о том, чего нельзя делать в лесу. Помогите мне закончить фразу (воспитатель читает стихотворение с не законченными фразами, на слайдах появляется знаки).
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя …шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ….ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки …убирать.
Зря цветы не надо …. рвать!
Из рогатки – не …стрелять
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ….ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг!
Тебе – спасибо!
- Действительно, вы знаете, как себя вести в лесу, я думаю, что не все люди знают эти правила. Давайте поделимся своими знаниями с другими. А как можно это сделать? (ответы детей). И для этого мы сделаем с вами специальную экологическую книгу, мы сможем показать эти книги всем своим друзьям и, рассказать всем, как надо себя вести в лесу. Давайте еще раз вспомним, какие знаки будут в нашей книге? (воспитатель на слайде демонстрирует книгу со знаками)
- Присаживайтесь за столы, перед вами лежат обложки для ваших экологических книг и экологические знаки. Посмотрите ребята, в вашей книге две страницы и их надо наполнить нашими экологическими знаками. Клей наносите по краю знака, чтобы он не отклеился, наносить клей на знак, надо на клеенке и прижимать салфетками, что бы наша книга была чистой и аккуратной. (ребята, приклеивают знаки в книгу)
- Какие мы с вами молодцы ребята. Выходите ко мне, покажите нашим гостям, что у вас получилось?
(Готовый вариант, для примера.)
-Ребята, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей: мы узнали, кто делает какие запасы, вспомнили правила как надо себя вести в лесу.) А кому-нибудь было трудно? Все справились с заданием? У всех получились книги с экологическими знаками?
-Ну что ж ребята, нам уже пора прощаться, я пойду на почту и отправлю посылку, а вы возвращайтесь в группу и поделитесь с друзьями своими знаниями, расскажите своим друзьям как надо вести себя в лесу.