Чубыкина Ирина
Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
«ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Актуальность
«Нет чтения — нет и духовного единства
воспитателя и воспитанника…»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В дошкольном возрасте у детей происходит становление речи и ее формирование. Это время, когда ребенок осваивает звуки родного языка, учится чётко и грамматически правильно произносить слова и фразы, расширяется словарный запас, усиливается потребность в общении.
В работе по развитию речи детей дошкольного возраста в ДОУ незаменима художественная литература, позволяющая установить контакт между воспитателем и ребёнком, она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно, обогащает ребёнка эмоционально, дает прекрасные образцы русского литературного языка, подготавливая дошкольников к успешному обучению в школе, адаптации в кругу сверстников.
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания - одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Но наш век – это время новых информационных технологий, когда в качестве преобладающих источников информации выступают - телевидение, видео- и аудиопродукция, информация в сети интернет. Согласно данным проведённых исследований, и дети дошкольного возраста отдают предпочтение не книге, а иным источникам информации. Как следствие, постепенно утрачивается осознание ценности художественной литературы, как неотъемлемой части русского литературного языка способной передать и разъяснить ребёнку мир человеческих чувств, взаимоотношений, законы социума.
Следовательно, проблема воспитания звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературы приобретает, в современных условиях, особую актуальность.
Цель, задачи
Цель: повысить собственный уровень знаний по воспитанию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с использованием художественной литературой; повысить уровень звуковой культуры детей средней возрастной группы посредством использования художественной литературы.
Для достижения цели выделила следующие задачи:
Изучение психолого-педагогической и методической литературы по звуковой культуре речи детей среднего дошкольного возраста.
Повышение педагогической компетентности родителей по данной теме.
Создание речевой развивающей среды.
Проявление своего творческого потенциала.
Роль ДОУ в формировании звуковой культуры речи у дошкольников
Воспитание звуковой культуры речи - одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Д. Б. Эльконин отмечает, «что от того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматика и связанной с ней орфографией».
Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, пишет, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи».
Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.
Работа по формированию звуковой культуры речи у дошкольников в ДОУ, для того чтобы она была успешной, должна осуществляется с учетом следующих принципов:
1) принцип опережающего подхода, диктующего необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного подхода - с другой;
2) принцип развивающего подхода (в основе его лежит идея Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития», заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка;
3) принцип сознательности и активности детей, означающий, что воспитатель должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей;
4) принцип доступности ииндивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
5) принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых, к более сложным заданиям;
6) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма.
Воспитание звуковой стороны речи детей осуществляется в условиях детского сада в двух формах: обучение на занятиях; воспитание всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.
Следовательно, цель работы ДОУ в данном направлении - создание единого образовательного пространства, способствующего преодолению проблем фонетической стороны и звуковой культуры речи при взаимодействии всех у частников образовательного процесса.
Художественная литература - средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста
«Чтение — это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя».
В. А. Сухомлинский
Педагогами и психологами всегда акцентировалось внимание на роли детской литературы в развитии речи детей дошкольного возраста, но, как уже отмечалось ранее, в настоящее время проблема приобщения детей к чтению художественных произведений в контексте дошкольного образования является одной из основных.
Особенности восприятия художественной литературы, в процессе развития речи дошкольниками, исследуется в трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Е. А. Флериной, Л. М. Гурович, Т. А. Репиной, К. Д. Ушинского, Е. И. Тихиевой и ряда других учёных, идеи которых о роли и месте родного языка в воспитании и обучении ребенка и по сей день являются принципиально значимыми.
Работа по использованию художественной литературы как средства развития речи была мною выстроена исходя из следующих принципов:
целенаправленность;
индивидуализация (нельзя сравнивать успехи детей у каждого свой потенциал);
последовательность;
наглядность;
доступность (возраст, уровень подготовки детей);
нравственность;
прочность закрепления знаний.
Так же необходимо помнить о принципе интеграции образовательных областей, являющемся одним из принципов, на которых строится содержание и структура общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Согласно принципу интеграции задачи одной из образовательных областей осуществляется не только в процессе организации образовательной деятельности данной области, но и при организации всех видов детской деятельности других образовательных областей.
Заключение
Культура речи является одним из важнейших условий воспитания общей и внутренней культуры человека, в то время как владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности личности. Средствами художественного слова еще до усвоения грамматических правил ребенок дошкольник практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Воспитание у детей интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и в словесном творчестве - одна из важнейших задач речевого воспитания в ДОУ решить которую, будет возможно только если воспитатель сможет добиться самого главного, – сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают.