Филиппова Ольга
Конспект НОД для детей старшего возраста по развитию социально-бытовой ориентировки «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Птиц мы различаем»
Программное содержание
1. Познакомить детей с понятием «перелетные птицы»
2. Познакомить детей с понятиями : «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»
3. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах : аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего возраста по развитию социально-бытовой ориентировки „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
4. Развивать внимание, память, мышление
Материал картинки с изображением перелетных птиц, мяч, листы с заданиями, картинки полета птиц (клин, цепочка, стайка)
Организационный момент
Педагог читает детям стихотворение:
Пригревает жарко солнце,
На дворе журчат ручьи,
А у нашего оконца
Стайка ласточек кричит.
Подлетели… Тише. тише…
С криком вьются у крыльца.
Это ласточки под крышей
Строят гнездышки птенцам.
Скоро пестрые яички
Будут в гнездышках лежать.
Согревать их станут птички,
Малых деток пожидать.
Ребята о ком это стихотворение? Когда мы можем увидеть ласточек? Почему ласточки улетают? Ласточки - это перелетные птицы. И сегодня мы поближе с ними познакомимся.
Ход занятия
Что значит перелетные птицы? Птицы, которые улетают в теплые края. Почему они улетают? Птицы улетают в тёплые края не потому, что очень боятся холода. Перья и тёплый пух между ними защищают пташку так же хорошо, как вас оберегают от мороза курточка и штанишки. Но есть то, без чего не могут прожить не только наши маленькие летающие друзья, но и все животные, и люди. Правильно, без еды. А чем питаются птицы? Насекомыми, зерном, некоторые даже лягушками и грызунами.
Вы зимой видели мух и бабочек? Почему? Потому что насекомые в холодное время года прячутся и засыпают до весны. Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают собираться к отлёту.
Педагог демонстрирует картинки с изображением перелетных птиц.
Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
Д/И «Назови, найди и раскрась» - 1 задание
Педагог демонстрирует задание просит детей рассмотреть картинку и назвать птиц, опираясь на образец. Сколько птиц ты раскрасил? Какие это птицы?
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки.
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
У всех птиц одинаковое строение, но называют их по-разному, как же их различают? По оперению, внешнему виду, величине.
«Опиши по схеме» Задание № 2
Педагог демонстрирует детям схему описательного рассказа. Образец рассказа. После по одному ребенку выходят, берут картинку с изображением птицы и описывают ее.
А каких вы еще знаете птиц? Зимующих, домашних
Зрительная гимнастика «Птички» 23.2
«Соотнеси с понятием ОДИН-ОДНА» Задание № 3
Педагог демонстрирует картинку. Какие группы ты здесь видишь? Обведи: Диких животных-оранжевым цветом, зимующих птиц-голубым цветом, перелетных-зеленым. В какой группе больше? Меньше? На сколько?
Физкультурная минутка Упражнение «Отгадай и присядь» в конспекте
Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте, а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др. Далее: Упражнение «Скажи одним словом»
Ребята, я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Педагог демонстрирует картинки полета птиц
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Д/И «Реши кроссворд»
Педагог демонстрирует задание. Просит обратить внимание на изображения. Что вы видите? Какие это птицы? Они одинаковые? Далее педагог просит обратить внимание на то что каждая птица обозначена цифрой. Какая птица под номером 1? 2? 3? И т. д. Далее с помощью педагога дети вписывают названия птиц. Назови только перелетных птиц.
Подведение итогов
Что нового узнали?
Что понравилось?
Каких перелетных птиц запомнили?