Юршина Тамара
Конспект индивидуальной НОД с незрячим ребенком по социально-бытовой ориентировке в средней группе «Наш гость снеговик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
индивидуальной непосредственно образовательной деятельности
с незрячим ребенком средней группы (2-й год обучения)
по социально-бытовой ориентировке и
развитию осязания и мелкой моторики рук
на тему: «Наш гость Снеговик»
Возраст ребенка 4 года 6 мес., незрячий.
Цель: развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств предметов окружающего мира.
Публикация «Конспект индивидуальной НОД с незрячим ребенком по социально-бытовой ориентировке в средней группе „Наш гость снеговик“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снеговик
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие» :
Коррекционно-образовательные: познакомить с игрушкой снеговик; формировать навыки восприятия предметов и игрушек пальцевым и ладонным способами; закрепить эталоны формы и величины; формировать умение локализовать перемещающийся источник звука в свободном пространстве, оценивать удаленность звучащего предмета (понятие «далеко – близко», узнавать на слух некоторые действия, совершаемые человеком (звук шагов по снегу);
Коррекционно-развивающие: развивать интерес к предметным действиям с игрушкой; развивать мышечный аппарат, участвующий в жестовых движениях; формировать мелкую моторику в пальчиковых играх и предметно-практической деятельности на занятии;
Коррекционно-воспитательные: учить правильной позе и жесту при приветствии, прощании, формировать правильную позу во время практической работы (сидеть свободно, не наклоняться низко над столом); воспитывать доброжелательное отношение к гостям, желание прийти на помощь.
Задачи ОО в интеграции:
«Речевое развитие» : обогащать активный словарь словами: снеговик, голова, туловище, руки, ведро, морковка, овощи, шероховатая, гладкая.
«Социально-коммуникативное развитие» : развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослым, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
«Физическое развитие» : накапливать опыт незрячего ребенка в двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Предшествующая работа: лепка на участке детского сада маленького снеговика из снега, его обследование осязательно-двигательным способом; слушание звуков шагов человека по снегу в морозный день.
Настрой на занятие:
проговаривание действий ребенком при выходе из группы : идем на занятие по лестнице, спускаемся вниз, от лестницы идем прямо и поворачиваем направо.
в кабинете: нахожу и беру стул, подвигаю его, сажусь за стол.
Ход непосредственно-образовательной деятельности :
№ п/п Вид деятельности Содержание работы, инструкции Материал
1. Организационный момент - Вот мы и пришли в кабинет, будем заниматься. Тебе нравится заниматься здесь? Какое у тебя настроение? (Радостное). Покажи, как ты проявляешь радость? (Смеюсь – смеется).
- А знаешь, как еще можно показать свою радость? Можно попрыгать и покричать: «Ура!». Давай попробуем так сделать! (Тифлопедагог берет за руки ребенка, и выполняют совместно прыжки с криками «ура»).
- Ну вот, у нас хорошее настроение и мы готовы заниматься.
2. Восприятие на слух Тифлопедагог обращается к ребенку :
- К нам сегодня кто-то спешит в гости. Послушай. (Включает аудиозапись) Что ты слышишь? (предполагаемый ответ ребенка : это шаги по снегу, снег скрипит). Как ты думаешь, близко или далеко идет наш гость? А как ты это узнал? (Сначала далеко – слышны не громкие шаги, затем звук увеличивается – гость близко). Аудиозапись звука шагов человека по снегу
3. Обследование игрушки снеговик пальцевым и ладонным способами - А вот и наш гость. Кто же это? Потрогай его пальчиками, ладонями, как мы учились с тобой это делать. Начинай обследование сверху вниз, правая рука впереди, изучает предмет, а левая идет за ней, проверяет, всё ли она заметила. Пальчиками нажимай на предмет, проверь все отверстия и углубления указательным пальцем. (В случае затруднения тифлопедагог использует прием сопряженных действий - помогает ребенку научиться обследовать игрушку способом «рука в руке»).
- Ты узнал нашего гостя? (Это снеговик) По каким главным признакам ты узнал снеговика? (У него круглые голова, туловище, на голове ведро, круглые руки).
- А кто такой снеговик? (Его лепят из снега на улице). А у нас в гостях какой снеговик - из снега, настоящий, или игрушечный? А как ты это определил? (У нас игрушечный снеговик, он теплый и не тает в тепле). Игрушка снеговик
3. Отработка правильного приветствия; поиск предмета по осязанию (из трёх) - Давай поздороваемся с нашим гостем.
- Здравствуй, Снеговик!
- Ты словами поздоровался с нашим гостем. При встрече нужно повернуться лицом к тому, кого приветствуешь, нужно слушать голос и на него ориентироваться. Голову надо держать прямо, не опускать её вниз. Попробуешь правильно поздороваться? (Да)
- Здравствуй, Тимур.
- Здравствуйте, Тамара Владимировна.
- Молодец, всё правильно сделал.
- А наш Снеговик грустный. Ты понимаешь, что значит «грустный»? Из-за чего ты можешь грустить? (Когда я болею – грущу, или когда мне не с кем поиграть).
- Снеговик сказал мне на ушко, что он потерял свой нос-морковку. Ты заметил это? Потрогай и скажи, есть нос у Снеговика? (Нет) Поможем Снеговику?
- Не грусти, Снеговик, мы тебе поможем. Где будем искать морковку – среди овощей или среди фруктов? (Среди овощей).
- Найди среди овощей морковку, а я поставлю её на место снеговику. (Выбирает из 4-х муляжей овощей и находит морковку). После чего тифлопедагог вставляет морковку вместо носа снеговику, ребенок проверяет тактильно – теперь всё в порядке. Муляжи овощей мелкого размера разной формы: огурец, морковь, помидор.
4. Пальчиковые игры - Знаешь, снеговик еще грустит от того, что он один и хочет себе друга. Что мы можем сделать? (Сделать друга)
- Но сначала подготовим наши пальчики, чтобы они были ловкими.
«Массаж пальцев рук» (сначала каждый пальчик массажирует тифлопедагог, затем – ребенок, называет каждый палец).
«Зима»
Снег ложится на дома
(Руки разводим в стороны, ладони вниз)
Улицы и крыши
(Руки домиком над головой)
Тихо к нам идёт зима
(Палец к губам, «идём» указательным и средним пальцами одной руки)
Мы её не слышим.
(Рука за ухом)
«Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать?
(Поочередно соединяют большой палец с остальными)
В снежки играть,
На лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
5. Физкультминутка «Играем в снежки»
Пришло время и опять дети вышли погулять.
Пойдем с ними на лужок,
(Тифлопедагог приглашает ребенка к себе, на открытое пространство кабинета)
Возьмем в руки мы снежок.
(«Лепят» из бумажных салфеток снежки и бросают их из-за головы вперед). Бумажные салфетки, поднос.
6. Поиск геометрических фигур на ощупь в песке, выбор необходимых фигур для выкладывания снеговика, конструирование - Давай выложим нашего снеговика из геометрических фигур.
Да где же они? Только что здесь были…
- Это Снеговик пошутил, спрятал наш строительный материал в песке. Найди все фигуры, которые спрятаны в песке, назови их форму и величину. (Ищет, находит и называет фигуры)
- А теперь выбери из всех фигур только те, которые нам понадобятся для выкладывания снеговика.
- Расскажи, какие фигуры ты выбрал. (Круги большие и маленькие)
- Какой величины круг ты возьмешь сначала? (большой). Куда ты его положишь на фланелеграфе? (Вниз) Затем какой величины круг ты возьмешь? (Такой же большой). Куда ты его положишь? (На круг, который уже лежит внизу). Следующий круг - какой по величине? (поменьше). Где его место? (Вверху на круге). Что мы еще не выложили нашему снеговику? (Руки) Что для этого надо взять? (Самые маленькие круги) Куда ты их положишь? (Слева и справа от круга, который в середине) Из какой фигуры можно сделать ведро снеговику? (Из квадрата). Стол с песком, индивидуальный фланелеграф, геометрические фигуры: круги разные по величине (три величины) квадрат, треугольник.
7. Подведение итогов Тифлопедагог предлагает подарить друга Снеговику. Обыгрывание диалога (ребенок и снеговик).
- Как ты думаешь, наш гость снеговик рад новому другу? Давай проверим, улыбается ли снеговик? (Проверяет осязательным способом). На прощание пошлем нашим снеговикам воздушный поцелуй.
Тимур показывает, что он пришел заниматься с хорошим, радостным настроением.
Учимся по-другому выражать свою радость: подпрыгиваем и кричим: "Ура!"
Внимательно слушает аудиозапись звуков шагов по снегу, определяет, что это за звуки, далеко или близко кто-то идёт к нам.
Обследование игрушки ладонным и пальцевым способом.
Учимся определять характер поверхности предметов, закрепляем понятия "шероховатый", "гладкий".
Ищет на ощупь среди муляжей овощей нос-морковку.
Массаж и самомассаж пальцев рук
Разучиваем пальчиковые игры-разминку на тему "Зима"
Поиск в песке плоских геометрических фигур. Отбирает те фигуры, которые понадобятся для конструирования снеговика.
Выкладывание снеговика из геометрических форм.
Учимся проверять с помощью осязания, есть ли улыбка на лице снеговика.
Учимся посылать воздушный поцелуй снеговикам на прощание.