Светлана Чимитова
Конспект НОД по экологии «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно - эстетическое развитие детей», «Социально -коммуникативное развитие детей»;
Цель: Закрепить ранее полученные знания детей о зимующих птицах;
Задачи образования:
- Развивать интерес к жизни зимующих птиц;
Публикация «Конспект НОД по экологии „Зимующие птицы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
- Уточнить представления о зимующих птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц;
- Упражнять в нетрадиционной технике лепки – пластлинография;
Задачи развития:
- Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов;
Задачи воспитания:
- Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения;
- Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы.
Предварительная работа:
• Беседы: «Почему некоторые птицы зимуют рядом с человеком?», «Свиристели», «Зимние яблоки на ветках», «Интересные факты из жизни ворон», «Ох уж эта сорока-белобока», «Полярная сова», «Почему ее зовут кедровкой?», «Почему сова и филин летают бесшумно?», «Лесной доктор».
• Просмотр видеороликов: «У кормушки», «Снегири», «Городские птицы», «Ворона», «Как охотятся совы», «Лесной доктор – дятел!»;
• Чтение художественной литературы: Виталий Бианки «Синичкин календарь», «Сказка старой вороны», Е. Чарушин «Воробей», Александр Сергеевич Барков «Свиристели», Николай Тимофеев, «Мудрая сова» (сказка, «Добрая кедровка» алтайская сказка.
• Наблюдение на прогулке: «У кормушки», «Послание на снегу»;
• Просмотр альбома «Экологические прогулки с Байкалочкой»;
• НОД по художественно-эстетическому развитию: Рисование простым карандашом «Снегирь», рисование нетрадиционной техникой – рисование поролоном «Кормушка для пичужки», аппликация шерстью «Сова»;
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, вопросы к детям, дидактическая игра, чтение стихотворения, практическая деятельность детей.
Материалы и оборудование: письмо Байкалочки, дидактические игры «Создай образ», «Угадай, кто я?», магнитола, флэшка с записью песни «Снегири», клеенки для творчества, баночка с водой, влажная салфетка, бумажная салфетка, пластилин, стек, рисунок акварелью «Кормушка для пичужки».
Ход занятия:
I часть. Вводная.
Дети замечают в уголке Природы толстый красочно оформленный конверт и письмо от Байкалочки, просят скорее его прочитать. Воспитатель читает:
Здравствуйте, мои маленькие друзья!
Сегодня я встретилась со своим давним приятелем, а вот с кем вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это.
Правильно! Это Снегирь. Он постоянно живет в лесу, только на зиму перебирается поближе к человеку.
А что вы знаете о птицах, которые не улетают в теплые края?
Воспитатель:
Какое время года сейчас? (Ответы детей)
Какие приметы зимы вы знаете? (Ответы детей)
Проводится игра «Создай образ»
Цель: Развитие эмоциональной памяти.
Дети по очереди называют приметы зимы, находят подходящую картинку и выкладывают ее на столе.
Стало холодно – картинка снежинки;
На улице сугробы – картинка сугробов;
Голые деревья – картинка дерева без листьев;
Голодно птицам – картинка кормушки;
Теплее одеваемся – картинка шапки;
Замерзла вода – картинка льда;
И т. д.
Дети, вспомним, как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующими)Почему они остаются зимовать? (Потому что они зимой питаются семенами растений, плодами рябины, черемухи, дикой яблоньки, семенами сосны, кедра, ели, почками деревьев) Какие бывают зимующие птицы? (Лесные и живущие рядом с человеком)
II часть. Основная.
Воспитатель берет со стола конверт, открывает его, достает цветные карточки с изображением зимующих птиц и листок с загадками.
Игра «Угадай, кто я!»
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
1. Расширять и систематизировать знания о зимующих птицах;
2. Закреплять знания детей в умении группировать птиц по определенным признакам.
4. Закреплять умения отгадывать загадки.
5. Активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление, связную речь.
Дети отгадывают загадки, разбирают карточки с изображением зимующих птиц, сортируют их по столам.
Воспитатель:
1. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
2. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует.
(Воробей)
3. Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
4. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её.
(Сорока)
5. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)
6. Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
7. Меня сизокрылым
Все с детства зовут.
Как символа мира
И любят, и чтут.
(Голубь)
8. Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — (Свиристели)
9. А это таёжная птица
Сидит на кедровой сосне.
Сидит плутовка, молчит,
Кедровые шишки лущит
(Кедровка)
10. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …
(Ворона)
11. У него хороший слух,
Но когда токует, - глух!
Можно даже, говорят,
Взять руками …
(Глухаря)
12. Клюв короткий, ну и что,
За то вижу далеко,
Брови красные, дугой,
Хвостик, словно веер мой!
(Тетерев)
13. Уж таков порядок древний –
Я давно живу в лесу,
Там сам по себе живу,
Своих курочек сторожу.
(Куропатка)
14. Я в морозы не тужу -
Из перьев валенки ношу.
(Рябчик)
15. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Молодцы, все загадки отгадали. Теперь карточки с зимующими птицами рядом с человеком положите на стол с макетом дома, а с зимующими лесными птицами – на стол с макетом дерева.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Почему лесные птицы остались зимовать в лесу? (Потому что глухарь, тетерев, куропатка, рябчик питаются почками деревьев, сережками, кедровка питается семенами сосны, кедра, ели, дятел добывает личинок короеда из-под коры деревьев, сова и филин - мышами, птицами, небольшими зверьками)
Почему эти птицы зимуют рядом с человеком? (Потому что воробей, голубь, сорока, ворона постоянно живут рядом с человеком и пищей им служат пищевые отходы; синицы, снегири, свиристели любят лакомиться ягодами рябины, дикой яблоньки, бузины)
Места обитания птиц, их повадки, особенности питания, внешний облик, характер песни или крика – все это нашло отражение в народных названиях. Какие народные названия птиц вы знаете? (Ворона – Вещунья, рябчик и куропатка – Рябушка, сорока – Белобока, тетерев – Косач, глухарь – Глушень, самки тетерева и глухаря - Копалуха)
Байкалочка ждет от нас ответа, и я предлагаю вам изобразить снегирей необычным способом – пластилинографией, поселить их в наших кормушках, а фотографии ваших готовых работ отправить ей почтой. Пусть Байкалочка и ее друг Снегирь посмотрят, как вы заботитесь о птицах зимой. Но прежде чем приступить к работе, немного отдохнем и потанцуем.
Звучит запись песни «Снегири» на слова Агнии Барто в исполнении Валерище, дети исполняют ритмические упражнения.
Дети проходят к столам, на которых лежат вырезанные из плотной бумаги силуэты снегирей, клеенка, пластилин, стек, стаканчики с водой, салфетки и приступают к лепке, по окончании рисунки раскладывают на свободных столах, дети отмечают наиболее удачные и необычные. Подводится итог занятия.
III часть. Итог занятия.
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? О каких птицах мы беседовали? В какую игру играли? Что понравилось?
(Ответы детей).
Дети, большое спасибо за занятие, мне очень понравилось с вами работать.