Оксана Викторовна Важенина
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Изучение птичьего пера».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект нод для детей старшего дошкольного возраста «Изучение птичьего пера».
Воспитатель МКОУ «Сергинская СОШ им. Героя Советского союза Н. И. Сирина» Важенина О. В.
Задачи:
Образовательные;
-Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах, умение их различать, группировать; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что»; продолжать учить детей составлять краткий описательный рассказ о птицах опираясь на схемы. Активизировать в употреблении в речи прилагательных, глаголов.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Изучение птичьего пера“,» размещена в разделах
Коррекционные;
Развивать наблюдательность; Зрительное восприятие; Поощрять выдвижение гипотез; Подвести к планированию своей деятельности; Способствовать умению делать выводы; Развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки
Воспитательные:
Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Материалы:
Карточки с изображением птиц
Организационный момент.
1. Кинессиология – упражнение «Сова».
Положите левую руку на правое плечо и сожмите плечо левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь и глубоко вздохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое движение, положив правую руку на левое плечо.
2. Мотивация.
Воспитатель:
- Ребята, к нам пришло видеописьмо от ребят из другого детского сада, давайте внимательно прослушаем. (Видеослайд)
3. Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи».
Воспитатель:
- Для того, чтобы ответить на вопрос ребят «Для чего птицам перья?», я предлагаю вам стать орнитологами. (Слайд)
4. Словарная работа:
При помощи слайдов знакомить детей со словом орнитолог – специалист изучающий птиц и их распространение.
- Топ, топ, хлоп, хлоп
Вокруг себя повернись,
И в орнитологов превратись.
5. Д/игра «Угадай, что за птица»
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, какие птицы живут в нашем родном краю.
Игра: педагог показывает детям картинку с изображением птицы, каждый ребенок называет. (Синица, воробей, ласточка, снегирь, лебедь, утка и т. д.).
Воспитатель:
- Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие птицы).
- Перечислите зимующих птиц. (Синица, снегирь, сова, сорока, голубь).
- Назовите как называют птиц, которые улетают от нас в теплые края. (Перелетные).
- Перечислите перелетных птиц. (Утка, гусь, лебедь, ласточка, журавль).
- Ребята, сформулируйте, почему некоторые виды птиц улетают в южные края?
- Потому что, нечем питаться, они могут погибнуть от голода.
- Верно, первыми от нас улетают насекомоядные, потому что насекомые вымирают, вторыми, плодоядные, т. к. заканчиваются ягоды, а третьими встают на крыло водоплавающие, водоемы замерзают и питаться птицам нечем.
Игра «Рассели птиц».
Дети берут карточки с изображением перелетных и зимующих птиц, летают под музыку, как музыка остановилась, перелетные птицы встают у солнца, а зимующие – у снежинки.
Воспитатель:
- Действительно верно то, что вы уже многое знаете о птицах.
- Катя, чем птицы отличаются от других животных? (У птиц есть крылья).
- Правильно, птицы отличаются от других животных тем, что могут летать. У них есть 2 крыла, 2 ноги, клюв, тело покрыто перьями.
- А чтобы правильно ответить на вопрос детей из другого садика, «Для чего нужны птицам перья?» нам необходимо исследовать птичье перо. Предлагаю вам провести различные опыты. Согласны? Отлично!
Основная часть.
- Посмотрите, я разделила доску на 2 части. В левой части мы с вами будем отмечать, что общего у всех перьев, а в правой – чем они отличаются.
- Ребята, посмотрите, какие красивые перья лежат на столе. Эти перья нам птицы подарили. Карина, какое перышко смотрит на тебя? Выбери себе! Максим, а тебе какое нравится? Бери скорее!
- Как ты думаешь, андрей, от какой птицы у тебя перо? (Это перо от петуха, остальные перья куриные).
- Давайте еще раз внимательно посмотрим на перья. Чем похожи перья друг на друга? (палочка, волосики).
- Правильно, у всех перьев одинаковое строение. Посмотрите, в центре пера проходит стержень и прикрепленное к нему опахало, которое состоит из бороздок.
- Давайте повторим эти слова и запомним их. (СтерженЬ, опахало).
- Так какой мы с вами можем сделать вывод?
- Верно, у всех перьев одинаковое строение.
- Я предлагаю этот признак обозначить вот таким значком (рисует схематично перо).
- Для того чтобы провести следующий опыт нам понадобятся другие перья. Они тоже лежали на столе, но пока я проветривала группу, порыв ветра разнес их по ковру, помогите мне, пожалуйста, их собрать.
- Объясните, почему они разлетелись? (потому что легкие).
- Точно. Давайте попробуем дунуть на перышко, что произошло? (Почему).
- А как еще можно доказать, что перо легкое?. (Взвесить на весах).
- Попробуем? Артем, опусти на чашу весов свое перышко. Что нибудь изменилось? (Нет). Чаша весов даже не покачнулась.
- Так какой мы с вами можем сделать вывод? (Перья легкие, воздушные, поэтому называют их пуховыми).
- Как вы думаете, каким значком можно обозначить этот признак легкости, воздушности. (Воздушный шарик). Почему? (потому что он тоже легкий).
- Есть у перьев еще что-то общее? Нет, тогда перейдем к различиям.
- Чем отличаются перья друг от друга? (Цветом, величиной, одни гладкие, другие пушистые).
- Действительно перья разного цвета (педагог рисует маркером 2 кляксы). Разной величины – маленькие и большие (рисует большой и маленький круг). Гладкие и пушистые (рисует прямоугольник с полосками и черточки по кругу, типа солнца).
- Давайте внимательно рассмотрим большое птичье маховое перо на свет. Что вы видите? (Плотно друг к другу, соединены).
- Видите ли вы просветы между бороздками? (Нет). Рассмотрим с помощью луп.
- Действительно, они как будто приклеились друг к другу. А знаете почему?
- Потому что между бороздками есть выступы и крючочки, которые плотно соединяются между собой. Люди на основе пера придумали молнии для одежды и обуви. (Показ работы молнии).
- Но иногда крючочки разъединяются, появляется брешь. Оказывается, птицы могут починить свое перо. Легко и быстро «застегнуть» эту брешь клювом, как замочком «молнии». А мы с вами сделаем пальчиками. Вот так!.
- Такие большие перья называются маховыми и рулевыми. Почему, как вы думаете?
- Точно, спасибо, Максим, с помощью этих перьев птица машет, рассекает воздух, и поворачивает тело в нужное направление, летит вверх или вниз, влево или вправо.
- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.
Динамическая пауза.
- Покажите на веере, как это происходит. (Дети под музыкальное сопровождение раскрывают веера, и летают, приземлились веера складывают).
- Ребята, а как вы думаете, для чего птице нужны маленькие и пушистые перышки?
- Конечно же, они нужны им для сохранения тепла тела и называются они пуховыми. А где человек применяет пуховые перья? (В одежде, в подушках, в одеялах, в матрацах и т. д.).
- Ребята, а вы слышали такие выражения: «мокрая курица» или «вышел из воды сухим, как гусь», «Как с гуся вода».
- А можете объяснить, что они обозначают?
- Тогда я вам предлагаю провести еще один опыт.
- Берите миски с водой!
- Посмотрите, на тарелке лежат 2 перышка. Что нужно сделать, чтобы узнать, почему говорят «как мокрая курица» и «вышел из воды сухим, как гусь?»
(Обмакнуть перья в воду и проверить).
- Правильно! Давайте немного подержим перья в воде, достаем, что вы видите? (педагог вместе с детьми делают выводы).
- Действительно, одно перо почти сухое, а другое намокло и слиплось.
- Как вы думаете, какое перо гусиное, а какое куриное?
- Правильно, гусиное перо сухое, а куриное – мокрое.
- Так почему же говорят: «Как мокрая курица» и «Вышел из воды сухим, как гусь» (одни перья намокают, а другие – нет).
- Потому что, одни перья впитывают, а другие отталкивают воду.
- У всех водоплавающих птиц есть специальная железа в клюве. И когда мы видим, как птицы чистят свои перышки, прихорашиваются. Оказывается, это они при помощи клюва смазывают перья жиром, чтобы держаться на воде и не утонуть.
- Так какой мы с вами можем сделать вывод?
- Правильно, одни перья впитывают, а другие отталкивают воду.
- Я предлагаю этот признак обозначить таким знаком (капелька воды капелька воды, зачеркнутая крест накрест).
- Ну, что ж! Посмотрите, сколько мы с вами узнали интересного о птичьих перьях. И я думаю, что теперь, опираясь на эту схему, вы сможете составить интересный рассказ о них. Запишем в форме видеописьма и отправим как ответ детям в другой детский сад.
- Кто хочет попробовать?
- давайте я начну рассказ, а вы продолжите: «Тело птицы покрыто перьями, которые состоят из стержня, опахало и бороздок. Перья у птиц очень легкие, разноцветные, большие и маленькие, гладкие и пушистые, впитывают или отталкивают воду. Перья очень важны для птицы, потому что именно перья позволяют птицам летать!».
- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и самостоятельно добыли много новых знаний и поделились знаниями с другими детьми.
- А теперь :
«Топ, топ, хлоп, хлоп,
Вокруг себя повернись
И в детей превратись!».
3. Продуктивная деятельность. Обведение птиц по контуру стержнем пера. Закрашивание птиц с помощью тычка.
- Напоследок я хочу вам еще что - то интересное о птичьих перьях рассказать : в старину, когда человек еще не изобрел ручек и карандашей, люди писали перьями, обмакивая их в чернила. А вы хотите попробовать пописать настоящими перьями?
- Тогда выберите себе силуэты с изображением птиц, возьмем перо, стержень обмакиваем в гуашь, и начинаем обводить по контуру наших пернатых друзей.
Ход работы:
1. Обвести по контуру гуашью силуэт птицы;
2. Тычок окунуть в воду набрать гуашевую краску;
3. Наносить аккуратно на силуэт птицы;
4. Стараться наносить краску равномерно.
5. Заключительная часть занятия: