Ольга Распопова
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Вода — источник жизни. Свойства и превращения воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально–коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое.
Цель:создание условий для формирования представления о трех состояние воды и их свойствах.
Задачи: Уточнить и расширить представления детей о воде : ее значении в жизни растений, животных и человека.
Определить с помощью опытов состояние воды (имеет три агрегатных состояния – твёрдая - снег, лёд; жидкая, газообразная – пар).
Обогащать словарь – лаборатория, парообразные вещества.
Развивать умение анализировать, делать выводы.
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы „Вода — источник жизни, Свойства и превращения воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Формировать умение активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, воспитывать умение работать сообща.
Воспитывать интерес к неживой природе, бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
Беседы о воде, о роли воды для растений, животных, человека.
Наблюдения за явлениями природы (дождь, снег, град, сосульки, туман, облака)
Рассматривание иллюстраций и картин с изображением воды в различном состоянии.
Методы и приё мы:
Наглядные (наблюдение за водой, льдом);
Словесные (беседа о бережном отношении к воде, художественное слово);
Практические (игровые действия, опыты, эксперимент);
Оборудование: презентация (рисунки) по теме «Вода», письмо, капельки из цв. бумаги, яблоко, нож, глобус, термос со льдом, прозрачный чайник, игра «Маленькие человечки» (триз, массажёры Су- Джок.
На каждого ребё нка: прозрачные пластиковые стаканы, кубики льда, тарелка, салфетка.
Ход НОД
1. Орг. момент.
– Дети, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его прочитать. Слушайте: “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз, и вторая в эту минуту застыла, превратившись в красивую льдинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Льдинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер. Ребята, докажите, что мы, льдинка, капелька и “паринка” – родные сестры»
– Ребята, хотите помочь? А вот и они (выставить темно-синих капелек на доску) Посмотрите, какие они грустные. Вот-вот прольются. О чем они вас просят?
- Чтобы доказать, что льдинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Кое-что мы уже знаем о воде…
ИГРА С МЯЧОМ «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ?»
- А какая она – вода, что вы о ней знаете? (Прозрачная, безвкусная, без запаха, в воде можно растворять соль и сахар, она полезная, её можно покрасить в разные цвета)
- Кому нужна вода? (Растениям, животным, насекомым, людям)
-Для чего нужна вода человеку? (Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы, процесс пищеварения)
- А нам, в детском саду, нужна вода? (ответы детей)
-А где же вода живёт? (Да, вода живёт в реке, в океане, в море.)
- Дети, какие вы умные и сообразительные! Молодцы!
2. - Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла? (Глобус)
- А что изображает глобус? (Нашу планету – Земля)
- Посмотрите внимательно и скажите, какой краски на глобусе больше? (Синей, голубой)
- А что она обозначает? (Это вода).
- Большие голубые пространства – это океаны, моря, а маленькие – это озера и реки.
- Ребята, а на глобусе есть и участки белого цвета. (Дети их находят).
- Как вы думаете, что обозначает белый цвет? (Льды, снега, которые никогда не тают) .
Учёными доказано, что суша занимает одну четвёртую часть земного шара. Чтобы вам было понятно, приведу пример на яблоке.
(На глазах у детей разрезать яблоко на четыре равные части)
– Итак, ребята, мы с вами условно представили планету Земля в виде яблока, разделили на четыре равные части и взяли одну – это суша (показываю). Остались три части – вы сказали, что это – вода. Молодцы! Воды на планете действительно больше, чем суши.
2) - А теперь, я приглашаю вас в лабораторию, чтобы больше узнать о воде.
-Вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия, нельзя ничего брать в рот)
Здесь мы будем проводить опыты. Работать нужно тихо, не мешая друг другу. Приступим к первому опыту.
Опытническая деятельность:
Опыт № 1: “Лед – твердая вода”
- Ребята, сейчас я вам что-то раздам (педагог достаёт кусочки льда из специальной формы и кладет по кусочку каждому ребёнку в ладонь.)
- Скажите, что это? (Лёд.)
- Какой он? (Твёрдый, тяжёлый, холодный.) Уберите его в формочку.
- Что заметили?
- Подержите его в тёплой ладошке. Что с ним происходит? (Он тает и превращается в воду.)
- Исходя из этого, что можно сказать про лёд? (Лёд – это замороженная вода. Вода в твердом состоянии – это лед) Ребята, все предметы, которые нас окружают, состоят из очень маленьких частиц-молекул, которых мы не видим. Их мы будем называть «маленькими человечками», разные предметы состоят из разных «маленьких человечков».
В некоторых предметах, например, железе, «маленькие человечки» крепко держатся за руки, поэтому, чтобы разделить железный прутик на части, нужно приложить много силы. В других материалах, таких как бумага, «маленькие человечки» не так крепко держатся за руки, поэтому бумага легко рвётся. Лед тоже твердый, «маленькие человечки», из которых он состоит крепко держатся за руки. Вот так, посмотрите на картинку.
-Давайте закроем глаза и скажем все вместе: «Лед – это замороженная вода».
- Смотрите, пока мы с вами проводили опыт, одна капелька стала весёлой (изменила цвет на голубой) Она предлагает поиграть с ней в игру.
Воспитатель раздает шарики-массажеры Су Джок и приговаривает: «Говорим всегда красиво, смело и неторопливо, ясно четко говорим, потому, что не спешим».
Игра «Снежки» с массажерами
Я снежок в руке катаю, круговые движения по часовой стрелке
И ладошки разминаю, сжимаем-разжимаем кулак
Ох, как холодно рукам, прокат вперёд-назад
Заморозил я их сам круговые движения против часовой стрелке
(перевернуть ладошки, повторить ещё раз)
Воспитатель: - Согрели ладошки.
Опыт № 2: “Пар – это тоже вода”
-Что нужно сделать, чтоб вода превратилась в пар? (дети выдвигают гипотезу)
- Кто знает, что это такое? Правильно ребята, это чайник. Кто может сказать, для чего люди его используют?
- Как мы узнаем, что вода закипела? (включить стеклянный чайник, ждать пузырьки)
- Как нужно обращаться с горячим чайником?
- Смотрите внимательно, я открываю крышку. Что вы видите? (Из чайника идет пар.)
- Подношу к отверстию зеркало. Посмотрите, что появились на зеркале? (Капельки воды.)
- Откуда они взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды.)
- Ребята, пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар.
-Как называем воду в газообразном состоянии (пар).
-Какой он пар (горячий, летучий, его не потрогать руками)
- Какой мы можем сделать вывод? (пар - это тоже вода)
Дети, пар тоже состоит из маленьких человечков – молекул. Но его «маленькие человечки» очень подвижны, их руки подняты вверх, они всегда бегают и прыгают. Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными. Трудное слово, но мы с вами уже большие и должны узнавать новые слова! Посмотрите на их фотографию.
-Давайте закроем глаза и скажем все вместе: «Пар - это тоже вода».
-Смотрите и вторая капелька стала веселой (изменила цвет на голубой)Значит, мы доказали, что пар- это вода.
Опыт № 3: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой.
- А теперь я предлагаю решить вам вот какую задачу. Переместите воду из одного стакана в другой. Как это сделать? (Воду надо перелить.)
- Почему вода перелилась из одного стакана в другой? (Вода жидкая.)
Вывод: вода жидкая, льется. В воде «маленькие человечки» не держатся между собой, но стоят рядом, поэтому воду легко переливать из сосуда в сосуд, между ними могут располагаться «маленькие человечки» других веществ.
-Давайте закроем глаза и все вместе скажем: «Вода жидкая, может течь».
- Посмотрите, вот и третья капелька стала веселой (изменила цвет на голубой)
-Можем ли мы сказать, что льдинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?
- Что мы узнали из наших опытов?
Вывод. Вода может находиться в трё х состояниях:
Лёд – это твёрдая, замороженная вода.
Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.
Жидкая – это обычная вода.
А теперь покажите мне «маленьких человечков» льда (воды, пара).
- Наши капельки так рады, что помирились, даже стали петь песенку. Ребята, как вы думаете, какую песенку могут петь капельки?
буль-буль-буль-буль
кап-кап-кап-кап.
Физминутка
Вокруг себя все повернитесь и в «маленьких человечков» вы превратитесь.
Если я буду показывать вам фотографию «маленьких человечков» дождя – вы все будете прыгать, пара – качать руками, а если увидите «маленьких человечков» льда– вы присядете.
Вокруг себя все повернитесь и в детей скорее превратитесь!
3. - А теперь сделаем вывод:
– Давайте сделаем вывод: что мы узнали о воде? (Вода жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни вкуса, ни запаха. А ещё, вода как волшебница, может превращаться летом в дождь, когда очень жарко, в пар, а зимой в снег, лёд, сосульки. Обозначение на карте оттенками синего цвета, занимает 3/4 части земного шара).
Нас окружает везде и всегда
Эта волшебница –
все дети хором ВОДА!
- Ребята, как нужно относиться к воде?
На свете нет ничего драгоценней, чем чудесная и вместе с тем самая обыкновенная вода. Беречь воду – значит беречь жизнь и здоровье, красоту и богатство окружающей природы. Без воды невозможно прожить ни людям, ни рыбам, ни животным, ни растениям, и хоть много воды на планете её надо беречь.
(Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой о воде, сопровождая просмотром презентации) :
– Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
– Спасибо, вам, ребята, за работу.
Сестрички Капельки дарят на память своих подружек – весёлых “капелек”.
Дружите с ними и берегите их!