Марина Бушуева
Конспект занятия по экологии детей подготовительной группы «Волшебные свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать интерес детей к опытнической деятельности, через простейшие эксперименты с водой.
Задачи:
Образовательные:
1. Научить детей проводить самостоятельно эксперименты с водой.
2. Продолжать знакомить детей со свойствами воды и способом фильтрации.
3. Закрепить имеющиеся знания детей об экспериментальной деятельности.
Развивающие:
1. Развивать интерес к опытнической деятельности.
2. Развивать партнерские отношения.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к воде.
Публикация «Конспект занятия по экологии детей подготовительной группы „Волшебные свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
2. Воспитывать умение работать в группе.
3. Воспитывать коммуникативные навыки.
Предварительная работа.
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.
5. Чтение художественной литературы.
6. Разучивание стихотворения «Вы слыхали о воде?».
Ход занятия
Орг. момент: Формирование положительной мотивации (в раздевалке)
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
Сегодня в нашей группе много гостей. Давайте с ними тоже поздороваемся.
1 часть. Введение в проблемную ситуацию
Воспитатель собирает детей около стола с питьевым режимом и предлагает попить:
Дети: В чайнике нет воды. Он пуст.
Воспитатель: А можно представить нашу жизнь без воды?
(ответы детей)
Воспитатель: Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
Воспитатель : Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Поэтому, воду надо беречь и охранять.
Сегодня ребята,мы поговорим с вами о ее Величестве Воде ее свойствах и о значении.
Дети садятся полукругом напротив магнитной доски
Кто ни будь, помнит, в каком состоянии бывает вода?
(Жидком, твердом, газообразном).
Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, соленая, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).
Трое детей рассказывают стихотворение:
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
. Воспитатель: Но помимо того, что в воде нуждается все живое на Земле, она еще обладает разными волшебными свойствами, о которых мы с вами говорили. Давайте вспомним их с помощью карточек-схем.
Воспитатель показывает карточку, а дети по очереди называют свойство воды : (вода прозрачная, не имеет цвета, не имеет запаха, не имеет формы, бывает твердой (лед, газообразной (пар).
Воспитатель: Правильно, ребята. Скажите, а всегда ли вода бывает безопасной, или в ней может таиться угроза для жизни человека? Чем вода может быть опасна для людей? (ответы детей)
Игра «Хорошо и плохо».
Воспитатель: Вот сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Хорошо и плохо». Я буду называть вам для чего нужна вода, если для хорошего – вы хлопаете в ладоши, а если это опасно – топаете ногами.
Вода для урожая
Вода для стирки одежды
Вода для наводнения
Вода для питья
Вода для купания
Вода для цунами
Вода для закаливания
Вода для затопления
Вода для тушения пожара
Вода для простуды
Вода для обжигания
Вода для мытья посуды.
Воспитатель : Молодцы ребята Вы были внимательны и хорошо играли.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Открытие нового знания:
Воспитатель:А еще благодаря воде мы можем делать научные открытия. И для этого я вас приглашаю в нашу волшебную научную лабораторию, где мы превратимся в ученых-исследователей и будем изучать другие свойства воды.
Дети проходят к столам,где располагаются по парам (розовые шарфики слева- голубые справа)
Задание для научных сотрудников слева)
Воспитатель: А теперь мои юные исследователи давайте начнем наши эксперименты.
Ребята ответьте мне, что находится перед вами. (разовые стаканчики, с водой и без воды, воронка, ложки, соль, сахар, масло,земля т. д.)
Воспитатель: Возьмите один стаканчик с водой и положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Вода осталась прозрачной или нет? Почему?
Дети: Сахар растворился в воде. Вода осталась прозрачной.
Задание для научных сотрудников справа
Воспитатель: Возьмите стаканчик с водой и положите ложечку соли. Размешайте её. Что произошло с солью? Почему вода осталась прозрачной?
Дети: Соль растворилась в воде. Вода осталась прозрачной.
Воспитатель: Какими веществами мы можем назвать соль и сахар? (растворимыми)
Задание для научных сотрудников слева)
Воспитатель: Возьмите второй стаканчик с водой и налейте в нее несколько капель масла. Хорошо размешайте. Что произощло?
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель: Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья.
Воспитатель: Чем опасно такое загрязнение воды? (Предположения детей)
Воспитатель: Есть такие вещества, которые не только не растворяются в воде, но еще и покрывают ее густой пленкой.
- Почему это опасно? (Предположения детей)
Задание для научных сотрудников справа
Воспитатель: Возьмите стаканчик с водой и положите ложечку земли. Размешайте её. Что теперь произошло?
Дети:. Вода стала мутной и грязной. Земля в воде не растворилась.
Воспитатель: Можно ли пить такую воду? Почему?
Воспитатель: -Да, действительно, такая вода не пригодна для питья.
Затруднение в ситуации:
Вывод: Не все вещества могут растворяться, или оседать на дно водоема, некоторые представляют серьезную угрозу, для его обитателей.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Ее нужно очистить).
Фиксация затруднения:
Воспитатель: А вы знаете, как ее очистить?
Воспитатель: Так, что же делать, у кого или где можно узнать, как можно очистить воду (предположения детей)
Воспитатель: Это можно сделать, но только при помощи фильтра. А что может быть фильтром? Как вы думаете? (носовой платок, бумажная салфетка, вата)
Воспитатель: Воду можно очистить с помощью плотной материала (ткани). Самый простой фильтр для очистки мы можем сделать с вами сами из ваты или бумажной салфетки.
Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из ваты и установить его в воронку). Теперь попробуйте сделать самостоятельно.
(одни фильтруют через вату, а другие через бумажную салфетку)
Воспитатель: Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить масляную воду в пустой стаканчик с воронкой фильтром из ваты.
(Сотрудники справа фильтруют через бумажную салфетку)
(Самостоятельная работа)
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Куда же делось масло? Земля?
Дети: Все масло,земля остались на фильтре.
Воспитатель : Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.
Физкультминутка “Капельки и тучки”.
На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая “капелька” должна занять любую “тучку”. “Капелька”, которой не хватило “Тучки”, испарилась. Игра проводится 2–3 раза. (в парах)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом и землей с каким же новым свойством воды вы познакомились?
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем
Включение нового знания в систему знаний: У экрана
Игра «Растворяется- не растворяется».
А теперь я приглашаю вас поиграть. Я буду показывать вам на доске картинки с веществами. Если они растворяются в воде, вы разводите руки в стороны, как будто плывете, а если не растворяется в воде, то закручиваете руки моторчиком, как будто застреваете.
Воспитатель демонстрирует на экране картинки: соль, опилки, сахар, масло, лекарство, песок, глина, камешки, зубная паста, мыло.
Осмысление: Воспитатель собирает детей на ковре.
ВЫВОД:
Ребята, без какого вещества ни один наш опыт не получился бы?
Чем является вода? (растворителем, вода может растворять одни вещества и не растворять другие (воду можно очистить с помощью фильтра.)
Вода – это источник жизни всех на нашей Земле. Ее нужно беречь, экономить.
Рефлексия
Детям предлагается на бумажных сотовых телефонах нарисовать SMS- сообщение другу о том, интересно ли было на занятии и все понятно, то рисуем смайлик зеленого цвета. Если были тудности и что-то вы непоняли рисуем желтый смайлик. Рисуем смайлики.
3-4 ответа какие смайлики они нарисовали, и почему?
Младшие сотрудник: Ребята, мне хочется угостить вас чистой родниковой водой.