Лилия Габдрахманова
Проектная работа «Вода — источник жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Вода - источник жизни»
«В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда».
В. А. Сухомлинский.
Тип: познавательно-исследовательский
Вид: среднесрочный (январь 2017 – март 2017 года)
Публикация «Проектная работа „Вода — источник жизни“» размещена в разделах
Участники: дети средней разновозрастной группы, воспитатели, родители.
Актуальность.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому формирование у детей основы рационального природопользования необходимо начать с самого раннего возраста. С целью формирования культуры природопользования, воспитания бережного отношения к воде и был разработан проект «Вода - источник жизни» для детей среднего дошкольного возраста. Эта тема всегда была актуальной и до сих пор ее можно и нужно исследовать.
Взяв эту тему, мне очень хочется, чтобы мои воспитанники поняли, что вода очень важна для всех живущих на Земле.
В рамках нашего проекта дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. Но самое главное, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!
Цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе; формирование представлений о воде и ее свойствах.
Задачи проекта :
Обучающие
• Расширять знания детей о значимости воды для жизни человека, животных и растений;
• Уточнить и расширить представление детей о воде как среде обитания для животных, птиц, растений.
• Создать условия для выявления свойств и качеств воды
• Закрепить представления о том, что вода может быть холодной, горячей, теплой, грязной.
Развивающие
• Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской, игровой деятельности, практических опытов.
• Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы
Воспитательные
• Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
• Воспитывать любознательность, активность, отзывчивость
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
• Воспитывать бережное отношение к природе
Работа с родителями
• Объединить усилий семьи и ДОУ по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста
• Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми
• Развивать у родителей желание принимать участие в жизни группы
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы проведения:
• Рассматривание иллюстраций
• Чтение художественной литературы
• Наблюдения
• Эксперименты с водой
• Занятия
• Беседы с детьми и родителями
• Организованная образовательная деятельность
• Игры
• Совместная и самостоятельная деятельность детей
• Творческая деятельность – рисование, аппликация
Ожидаемые результаты
• У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
• Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
• Дети получат начальные знания экологически безопасного поведения в природе.
• К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
Содержание работы Ответственный
• Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме;
• Создание предметно - развивающей среды в соответствии с тематикой;
• Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
• Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме;
• Анкетирование родителей по теме воспитатель
Основной этап
Тематическое планирование проекта по месяцам
Месяц Тема Цели
Январь Вода кругом. Значение воды. Развивать познавательный интерес детей к природе, расширить знания детей о воде
Февраль Свойства воды Расширять знания детей о свойствах воды, научить экспериментировать и делать выводы
Март Водный мир Расширять представления детей о водном мире и живых организмах, живущих в воде
Перспективное планирование по образовательным областям
Январь – Вода кругом. Значение воды.
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседа «Значение воды в жизни человека», «Для чего нужна вода», «Можем ли мы обходиться без воды», «Где можно найти воду», «Круговорот воды в природе»
• Тематические занятия «Путешествие Капельки», «Вода в жизни комнатных растений», «Тотошка хочет пить».
• Дидактические игры «Узнай по вкусу», «Моем наши ручки», «Горячо-холодно», «Мыло мыльное», «Какой формы», «Назови ласково»
• Исследовательская деятельность «Полив земли», «Вода в кране»
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Я ухаживаю за цветами», «Умываем куклу Машу», «Прачечная»
• Экскурсия в прачечную детского сада
Речевое развитие • Чтение стихотворения «Ах, ты девочка чумазая», «Замарашка» Демьянов. И., стихотворение «Как умывается ёжик» Григоре Виеру, «Рассказ о круговороте воды для детей» С. Добрицкой
• Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Умывалочка»
• Рассматривание иллюстраций «Круговорот воды в природе», карты мира
• Экологическая сказка «Для чего нужна вода»
Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Снежинки» по мокрому листу
• Лепка «Зонт»
• Аппликация «Дождик»
• Прослушивание аудиозаписей: «Прибой», «Музыка дождя»
Физическое развитие • Подвижные игры «Водяной», «Солнышко и дождик»
Работа с родителями • папка-передвижка «Игры с водой. Это интересно!»
Февраль – Свойства воды
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседа «Какой бывает вода?», «Что происходит со снегом, когда становится тепло», «Как образуются сосульки»
• Тематические занятия «В гости Капелька пришла», «Вода – источник жизни»
• Дидактические игры «Какого цвета чай», «Водяная мельница», «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы», «Один-много»
• Познавательно-исследовательское развлечение «В гостях у царицы Водицы» (опыты и эксперименты с водой)
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Чаепитие», «Кафетерий», «Автомойка»
• Экскурсия на участок детского сада, наблюдение за снегом
Речевое развитие • Загадывание загадок про воду и ее состояния
• Заучивание потешки «Радуга-дуга», закличка «Дождик, лей, лей, лей»
• Речевое упражнение с движением «Снеговик»;
• Чтение сказки В. Степанова «Снегурочка»
Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Снегопад», «Идет дождь» (пальчиками)
• Слушание произведения «Грустный дождик» - муз. Д. Кабалевского.
Физическое развитие • Спортивные соревнование «В гостях у снежной королевы»
• Игры с султанчиками, бег с ленточками, вертушками
Работа с родителями • Консультация «Эксперименты с водой дома»
Март – Водный мир
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие • Беседа «Кто живет в воде», «Каких рыб вы знаете», «Воспоминания о лете» (море, река, «Водные растения», «Водный транспорт»
• Тематические занятия «Подводное царство», «На Северном полюсе»
• Дидактические игры «Четвертый лишний», «Угадай по силуэту», «Какой по счету», «Береги природу», «Разрезные картинки»
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «В поисках сокровищ», «На корабле», «Рыбалка»
Речевое развитие • Чтение сказок «Родник», «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
• Загадки и пословицы о воде
Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Водный мир»
• Лепка «Рыбка»
• Аппликация «Аквариум»
• Прослушивание аудиозаписей «Звуки дождя», «Шум моря»
Физическое развитие • Подвижные игры «Море волнуется», «Тучка по небу ходила», «Лягушки и цапля»
• Музыкальная гостиная «Путешествие в царство воды»
Работа с родителями • Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
• Выставка совместного творчества с родителями «Берегите воду!»
Заключительный этап
• Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
• Создание презентации
• Изготовление лэпбука на тему «Вода - источник жизни»
Список используемой литературы:
• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М. : Просвещение: Учеб. Лит. 1996.
• Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы.
• Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
• Программа «Наш дом – природа» Рыжова Н. А., Линка-Пресс, М., 1996г.