Татьяна Попова
Конспект НОД для детей подготовительной группы с нарушением зрения «Путешествие в мир стекла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с нарушением зрения
Тема: «Путешествие в мир стекла»
Татьяна Попова
Тема: «Путешествие в мир стекла»
Цель: Познакомить с историей возникновения стекла, его свойствами (гладкое, твердое, прозрачное, хрупкое, холодное).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Конспекты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подготовительная группа
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Задачи: - Формировать у детей умение обследовать предметы, выделять их качества и свойства. – Расширять и систематизировать знания о производстве стекла, изготовление разных предметов. - Развивать наблюдательность, любознательность, внимание.
Коррекционные задачи: - Развивать зрительно-образную память. - Развивать зрительное восприятие, внимание. - Развивать зрительно-пространственную ориентировку. - Развивать цветовое восприятие, наблюдательность. - Развивать умение зрительно различать группы предметов с однородными признаками. – Развивать тонкую зрительную дифференцировку предметов по величине и свойству. - Развивать тактильную чувствительность рук. - Развивать слуховое восприятие.
Материалы и оборудование: - Палочка из стекла – волшебная палочка. - Стол с предметами из стекла: стаканчики, кружки, ваза, бутылка, банки, цветные камешки, ёлочные украшения. - Стаканчики с мыльной водой и трубочками (каждому ребёнку). - Ёмкость с холодной и тёплой водой. - Стеклянный стаканчик и ёмкости с холодной и тёплой водой, стеклянные камешки, на подносе елочные украшения. – Стаканчик, карандаш.
Ход занятия.
(Вводная часть)
Воспитатель. – Ребята, вы любите путешествовать? (Да.) Давайте мы сегодня совершим путешествие в необычную страну. А чтобы узнать, попробуйте отгадать загадку: На окошках простое, А в бутылках цветное. Не бежит, не льётся, А ударишь – разобьётся. (Стекло)
Мы с вами отправимся в мир стекла, а поможет нам вот эта - волшебная стеклянная палочка. Нужно взмахнут волшебной палочкой и сказать: «Ты нам палочка скажи и дорогу укажи!»
(Подходим с детьми к столу с предметами из стекла. Предметы накрыты салфеткой. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза.)
(Основная часть)
Зрительная гимнастика (автор Э. С. Аветисов, упражнение 1,2.) (Улучшение питания глаз кровью и усиливает циркуляцию внутриглазной жидкости.)
Зрительная гимнастика выполняется по стихотворному тексту: Открываем глазки – раз, А зажмуриваем – два. Раз, два, три, четыре, Раскрываем глазки шире, А теперь опять сомкнули, Наши глазки отдохнули.
(Воспитатель снимает салфетку с предметов.)
Воспитатель. - Ребята, наш пункт прибытия «Мир предметов из стекла». Посмотрите внимательно на предметы на этом столе. Что вы видите? (Дети перечисляют: стаканчики, кружки, ваза, бутылка, банки, цветные камешки, ёлочные украшения. Дети берут в руки предметы и называют их.
Воспитатель. – Ребята, что это, что за предмет? (Стакан.) А это, что за предмет? (Кружка.) (Дети обследуют предметы, трогают руками, берут за ручку кружку.)
- Что у них общего и для чего они предназначены? (Эти предметы предназначены для наполнения жидкости, но у кружки есть ручка, чтобы удобнее держать.)
-Перед вами предметы все разные по назначению.
Чем ещё они отличаются друг от друга? (Предметы разные по цвету, форме, величине.) - Чем эти предметы похожи, какой у них общий признак? Из какого материала сделаны эти предметы? (Все предметы сделаны из стекла.)
Воспитатель. – Ребята, а вы знаете, как появилось стекло у людей, как его делают? Я вам расскажу историю появления стекла.
(Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.)
Беседа об истории возникновения стекла.
Стекло изобрели 5 тысяч лет назад. Делали его так. В глиняный горшок сыпали песок, золу, соду, добавляли краски и долго варили на огне, пока не получилось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер-стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри. На один конец глиняной палочки, он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму, и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувал стекло, называют стеклодувом. (Дети медленно произносят слово стеклодув.) Стеклодув - трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина. Однажды старому мастеру-стеклодуву пришла мысль: выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё теплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. Потом изобрели, придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части, и вот готово оконное стекло.
Воспитатель: - Давайте, ребята, подойдем к нашему окну, посмотрим на стекло, какое оно? (Стекло прозрачное.)
Упражнение для глаз «Метка» на укрепление глазодвигательных мышц (Цветная метка d-3-5 мм.)
- Ребята, на стекле черная метка, нужно посмотреть на неё, досчитать до 10, затем перевести взгляд выше метки и посмотреть вдаль, досчитать до 10. (Повторить 4 раза.)
Воспитатель. Сейчас, оконное стекло прозрачное. А что появляется на стекле от сильного мороза? Правильно, от сильного мороза на стекле могут появиться, красивые, белоснежные узоры.
Физкультминутка «Зима»
Вот цветы на тонких ножках (Ходьба на носках, руки на поясе).
На заснеженных окошках, Перепутав зиму с летом, (Низко приседают, потом медленно поднимаются). Расцветают белым цветом. Мёрзнет нос, а толку мало, Их зима нарисовала. (Прыжки на месте, потирают руками плечи). И зачем их рисовать? (Ходьба на месте). Ни понюхать, ни сорвать.
Воспитатель. - Продолжим наше путешествие, взмахнем нашей волшебной палочкой, скажем: «Ты нам палочка скажи и дорогу укажи!»
(Подходим к столу, там стаканчики с мыльной водой и трубочками)
Дыхательное упражнение «Мыльные пузыри»
Воспитатель. - Мы с вами оказались в пункте «Первой лаборатория». В этом пункте мы с вами сможем стать мастерами-стеклодувами. Каждый возьмите стаканчик с мыльной водой и трубочкой, будем дуть в трубочки, пускать мыльные пузыри. Набрали носиком больше воздуха, медленно через губы выдыхаем, воздух. Стеклодувами мы побыли, поедем дальше, взмахнем нашей волшебной палочкой, скажем: «Ты нам палочка скажи и дорогу укажи!»
(Подходим к столу, там стеклянный стаканчик и ёмкости с холодной и тёплой водой, стеклянные камешки, на подносе ёлочные украшения)
Воспитатель. - Мы оказались в пункте «Вторая лаборатория». - Ребята возьмите в руки стакан, что вы чувствуете? Он теплый или холодный? (Холодный.) Правильно, стеклянный стакан холодный, а еще он какой? Гладкий, тонкий, скользкий. Налью в него теплую воду, что стало с нашим стаканом, он стал тёплым. Как вы думаете, если я налью кипяток, горячую воду, в наш стакан, каким станет наш стакан? (Горячим.) Значит, стекло может быть холодным и, может быть и тёплым, и горячим, а зависит он от наполнения в него разной жидкости.
- В нашем стакане вода, мы её видим через стекло? (Да, мы видим воду.) Давайте, опустим в стакан с водой цветной стеклянный камушек. Посмотрите, мы его видим? (Да, мы видим камушек.) Это еще раз нам подтверждает, что стекло прозрачное. Но бывают и цветные стекла, как наши стеклянные камешки, разные бутылки в магазинах, когда покупаете, вы видите и зелёного цвета и коричневого цвета бутылки с газированной водой.
- Ещё у стекла есть одно удивительное свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте, тихо ударим карандашиком по стаканчику, мы слышим звон стекла. Если ударить стакан о стаканчик, снова мы слышим: «Дзинь!». От удара стекло начинает мелко и часто дрожать. Эти колебания передаются воздухом вблизи предмета. Дрожание воздуха доходит до наших ушей, и мы слышим звук: «Дзинь!».
– Ребята, посмотрите какие красивые ёлочные украшения. Как вы думаете, если мы, случайно уроним ёлочный стеклянный шарик, что случится? (Ёлочный шарик разобьётся.) Правильно, стеклянные предметы легко бьются, стекло хрупкое. Мы разбивать не станем красивую ёлочную игрушку, так как разбитым стеклом можно порезаться, это опасно! Разбитое стекло нужно собирать аккуратно, в перчатках, веником смести на савок. А если у человека разобьются очки, чем это опасно? (Может поранить глаз.) Правильно ребята, со стеклянными изделиями нужно обращаться осторожно. Поэтому в детском саду не разрешается использовать стеклянные изделия.
Воспитатель. - Наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться в группу, взмахнем нашей волшебной палочкой, скажем: «Ты нам палочка скажи и дорогу укажи!»
(Дети садятся на стульчики)
- Ребята скажите, вам понравилось наше путешествие? Скажите, где мы сегодня были? (Мы были в мире стекла.) Кто делает стекло, как называется эта профессия? (Стеклодув.) Что вы узнали о стекле? Стекло тонкое, скользкое, прозрачное, легкое, хрупкое, легко бьющееся. Стекло может быть прозрачным и цветным. Стекло может быть холодным и от наполнения разной жидкостью, может быть теплым и горячим. Стекло издает при столкновении звук «Дзинь!».
-Молодцы ребята, много вы узнали сегодня о стекле. В дальнейшем, мы еще с вами продолжим наше путешествие в мир стекла.
Изучаемая литература
1. Аветисов Э. С. «Близорукость»-2-е изд. перераб. и дополн. – М. Медицина, 1999.
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М. : Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004.
3. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет /авт. – сост. Е. А. Чевычелова. – Волгоград: учитель 2012.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М. : Мозаика – Синтез, 2014.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском сад / Под ред. Л. И. Плаксиной. - М. : Издательство «Экзамен», 2003.