ирина кузнецова
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
«Царство геометрических фигур»
Подготовила учитель-дефектолог Кузнецова Ирина Викторовна
- Систематизировать знания детей о геометрических фигурах, геометрических телах;
-Продолжать учить использованию формы как эталона для анализа основной формы реальных предметов;
-Продолжать развивать ориентировку на микро- и макроплоскости, соответствие между словом и предметом;
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подготовительная группа
- Темочки
-Развивать бинокулярное зрение, используя остаточное зрение и сохранные анализаторы;
-Развивать зрительное восприятие,слуховое внимание;
-Совершенствовать зрительно-моторную координацию.
-Активизировать в речи слова пространственной терминологии: над, под, слева, справа, верхний (нижний) правый угол, верхний (нижний) левый угол, середина;
-Воспитывать умение работать в коллективе на решение поставленной цели.
Оборудование: чудесный мешочек, экран, муфта, настольная лампа, релаксационная музыка, колокольчик, пенализаторы по количеству детей, комплект геометрических тел игеометрических фигур на каждого ребенка, интерактивная доска, индивидуальные фланелеграфы, индивидуальные повязки на глаза, тактильные доски, цветные палочки по 10 штук на каждого ребенка, шнурочки, цветные камешки,
Ход занятия
Дефектолог с детьми заходят в кабинет.
По кабинету разбросаны геометрические фигуры и объемные фигуры
Дефектолог:Посмотрите, какой, здесь беспорядок! Кто-то здесь уже побывал и похозяйничал без нас. Как вы, думаете, что разбросал незванный гость? (Ответы детей)
Дефектолог: Предлагаю навести порядок и рассортировать фигуры на геометрические и объемные. В сиреневый поднос собирайте геометрические тела, а в зеленый – геометрические фигуры.
Дети собирают и раскладывают фигуры на подносы.
Дефектолог:Подумайте, почему вы так разложили фигуры?
Давайте проверим, какие фигуры вы отнесли к геометрическим? А какие фигуры вы отнесли к объемным? Как вы думаете, чем геометрические фигуры отличаются от объемных фигур?
Дефектолог: Молодцы! А сейчас будем пальчики сгибать и фигуры называть.
Пальчиковая гимнастика
Пальцы я вот так сложу-
Прямоугольник покажу.
А теперь, мои друзья,
Сделал треугольник я.
Могу я сделать ромб и круг.
И все, что вижу я вокруг.
Дефектолог:А вот и наши любимые чудесный мешочек и муфта. Поиграем?
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Детям предлагается:самостоятельно или по заданию на ощупь определить и назвать фигуру; отгадать загадку, а потом найти фигуру; найти фигуру на которую похож заданный предмет)
Дефектолог: Молодцы! А сейчас внимание на доску.
Работа с интерактивной доской.
Дидактическая игра «Я вижу геометрическую фигуру, она похожа на предмет» ( и наоборот:«Я вижу предмет, он похож на объемную фигуру»)
1. На экране слева изображены предметы, справа геометрические фигуры. Детипоочередно соединяют предмет с соответствующей фигурой.
2. Справа изображены предметы, слева объемные фигуры. Дети поочередно соединяют объемные фигуры с предметом.
Дефектолог:Занимайте места за столами, вас ждет волшебный экран.
Дидактическое упражнение «Волшебный экран»
Детям предлагается по тени определить объемные фигуры и по заданию дефектолога положить в определенном месте фланелеграфа. Далее дети
самостоятельно сверяют правильность выполнения задания с интерактивной доской.
Дефектолог задает вопросы:
-Где расположен конус?
-Какое объемное тело находится в верхнем правом углу?
-Какое объемное тело ты положил в левом нижнем углу?
- В нижнем правом углу находится куб. Так ли это?
Дефектолог: Молодцы! А сейчас физкультминутка.
Физкультминутка
Наклонились,
Распрямились, потянулись.
И назад прогнулись.
А теперьмы поиграем
Про фигуры все узнаем.
Детям даются задания:
- Хлопни в ладоши столько раз, сколько у треугольника углов.
-Присядь столько раз, сколько у квадрата сторон.
- Подними руки вверх столько раз, сколько вершин у круга.
-Топни ногой столько раз, сколькоуглов имеет тор.
Дефектолог : Глаза устали, поработают ваши умелые руки.
Д/игра «Ловкие руки»
Дети на глаза надевают индивидуальные повязки. Перед каждым лежат тактильные доски. На ощупь дети определяют изображение геометрической фигуры. Далее дефектолог переворачиваетдоски. Дети снимают повязки и на фланелеграфе из предложенных материалов (на выбор) выкладывают свою фигуру.
Дефектолог: Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Переверните дощечки и проверьте себя.
Дефектолог задает вопросы:
-Какая у тебя фигура изображена на доске? Какую фигуру ты изобразил? Как ты думаешь, ты правильно выполнил задание? Какой материал ты использовал для изображения фигуры?
Дефектолог: Молодцы! Все справились с заданием. Ловкие руки вас не подвели. А сейчас для вас задание на смекалку и сообразительность.
Дидактическое упражнение «Загадочные палочки»
Дефектолог: Из цветных палочек постройте прямоугольник.
-Положите еще одну палочку так, чтобы получилось два квадрата.
-В какой части прямоугольника вы положили палочку?
-Положите еще одну палочку так, чтобы получилось: квадрат и два треугольника.
-Как вы получили два треугольника?
- Сделайте так, чтобы у вас получилось 4 треугольника
-Посчитайте, сколько получилось треугольников? (5)
-Переложите одну палочку так, чтобы получилось 2 прямоугольника и 2 квадрата
-Как вы переложили палочку?
-Посчитайте, сколько фигур у вас получилось? Назовите их.
-Молодцы!
Дефектолог: Предлагаю отдохнуть. Отдыхать мы будем в волшебной комнате. А чтобы дверь в волшебную комнату открылась, надо позвонить в колокольчик. Но, руками его трогать нельзя. Что же нужно сделать, чтобы он зазвенел?
Дети: Надо на него подуть.
Дефектолог: Правильно! Через нос делаем глубокий вдох, а через рот медленный выдох, направленный на колокольчик. (Дети выполняют.)
Дефектолог: Молодцы! Наша дверь открылась.
Дети заходят в сенсорную комнату.
Дефектолог: Проходите, рассаживайтесь удобнее. Расслабьтесь.
(Выключается свет, включается прожектори релаксационная музыка)
Дефектолог: Наступает чудесная ночь. Ветерок обдувает наше тело легкой свежестью. Дышится легко и свободно. Мы отдыхаем. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Кроме звезд на небе можно увидеть еще очень много интересного. Предлагаю рассмотреть звездное небо.
(Детям раздаются пенализаторы)
Методика коррекционного упражнения : развитие зрительного восприятия через пенализатор. Коррекционный эффект : ограничение поля восприятия, вследствие чего, рассматривая картину через пенализатор, ребенок вынужден водить взглядом по всей площади пространства,
рассматривая его поэтапно, натыкаясь взглядом на новые предметы. В результате учим ребенка не смотреть в одну точку, а водить взглядом по всему пространству, формируя целостность и последовательность восприятия.
Дефектолог:Расскажите, что интересного вы увидели?
Ответы детей
Дефектолог:Молодцы!Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает ваше тело, лицо, руки, ноги. Тело становится легким, теплым, послушным. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми.
Дефектолог: Наступает утро. Гаснут звезды. (включается свет). Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потянулись, улыбнулись!Мы полны сил и энергии.
Выходим из сенсорной комнаты
Дефектолог:Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
Скажите, что нового вы узнали сегодня?С какими трудностями вы столкнулись? В какую игру вы хотели бы еще поиграть?
Ответы детей
Дефектолог: Хорошо, мы еще над этим поработаем.
Гимнастика для глаз по Аветисову «Геометрические фигуры»