Надежда Ярусова
Интегрированная НОД воспитателя и дефектолога в средней группе детей с нарушением зрения и ОДА «Путешествие на луг»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная НОД в средней группе с детьми с нарушением зрения и детьми с НОДА по теме «Путешествие на луг» (познание окружающего мира) в совместной работе воспитателя и учителя - дефектолога
Цель: расширение представлений детей о насекомых.
Программные задачи:
1. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида насекомых;
Темочки:
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
2. Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых голова, брюшко, ножки, усики, насечки);
3. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
4. Развивать зрительное, тактильное и слуховое восприятие;
5. Уметь отличать силуэтные и цветные картинки насекомых;
6. Продолжать воспитывать интерес к природе.
Оборудование: иллюстрации с изображением бабочки, стрекозы, божье коровки, пчелы, кузнечика; подставки для детей с нарушением зрения, пособие для зрительной гимнастики, сд-проигрыватель; звуки насекомых, картинки – раскраски насекомых по количеству детей, цветные карандаши, разрезные картинки насекомых, стулья с изображением разноцветных цветов, фланелеграф, силуэтные и цветные картинки насекомых.
Организация: полукругом на стульях, за столами.
Ход деятельности.
В. Ребята, вы любите путешествовать? А куда можно отправиться? (на море, в лес, на речку)
В. Мы сегодня тоже отправимся в путешествие. Какое время года наступило (весна). Но мы пока не видим цветов и травки, поэтому предлагаю вам путешествие на лужок в далёкие южные края. Приготовьтесь. Дорога будет дальней. Повторяйте вместе со мной.
На лужок нам, братцы, так трудно добираться.
На машине мы помчимся и на поезде поедем,
На самолёте полетим, вниз на землю поглядим.
На корабле по океану плывём с отважным капитаном.
Вон, впереди видна земля, приплыли на лужок, друзья!
Сели на стулья.
В. посмотрите. какой красивый луг, что здесь есть? (ответы)
Что такое луг? Ковёр травы вокруг,
Цветов нарядных венчик, звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые, жуки неторопливые,
С мёдом сладким пчёлки, песня перепёлки.
В. а как вы думаете, кто живёт на лугу? (ответы детей)
Вот кузнечик прискакал, все росинки расплескал,
Виден в зарослях едва, он зелёный, как трава.
Вот и бабочки летят, рассказать они хотят,
Что вчера ещё в траве жили гусеницы две.
Рядом с речкой стрекоза, непоседа, егоза
Как весёлый вертолёт. Отправляется в полёт.
Добродушно спрятав жало, на цветке пчела жужжала,
В шубку тёплую одета. Ей не жарко, хоть и лето.
Как у божьей у коровки крылья – пёстрые обновки,
Гладкие, атласные, яркие да красные.
(воспитатель выставляет насекомых, про которых говорится в стихотворении в разном порядке: пчела на цветке, бабочка над цветком, божья коровка под цветком, кузнечик с правой стороны, стрекоза с левой стороны.
В. Вот сколько жителей на лугу. А как они называются одним словом?
Д. насекомые.
В. Давайте найдём с вами пару этим насекомым.
Игра «Собери насекомого» (по частям найти картинки, дети по 3 человека собирают картинку по ковре, дети с плохим зрением – за столами с дефектологом).
Разделить детей на группы по цветам, которые прикреплены на стулья и дать каждой группе 1 часть от насекомого. Задание: найти и собрать целую картинку насекомого).
В. Посмотрите, сколько теперь на нашей лужайке насекомых. Что у них общего между собой? (ответы детей).
В. а как вы думаете, почему насекомых назвали насекомыми (потому что на их тельце есть насечки).
В. от этого слова – насечки их и прозвали насекомые. (собрать всех насекомых с ковра в коробочку).
В. где находятся насекомые на нашем лугу? (бабочка над цветком, пчела на цветке, божья коровка под цветком, кузнечик с правой стороны, стрекоза с левой стороны).
Насекомые такие непоседы, всё время куда-то спешат: ползут, летят, прыгают, бегут. Их трудно удержать на одном месте. Бабочка прилетела, с вами поиграть захотела.
Зрительная гимнастика (пособие для гимнастики – бабочка).
(Проводит учитель - дефектолог)
Видишь, бабочка летает.
Мы за ней понаблюдаем.
Влево бабочка летит, влево нам смотреть велит.
Вправо полетела.
Вправо посмотрели.
Вот она взлетела выше,
Опустилась вдруг пониже.
Если мы закроем глазки,
Её увидим, словно в сказке.
Яркая, воздушная, ветерку послушная.
С нами долго не сидела, упорхнула, улетела.
В. пока мы наблюдали за бабочкой, другие насекомые разбежались, кто куда. Попробуйте угадать, кого не стало?
Игра «Кого не стало?» (с закрытыми глазами).
-посмотрите внимательно на насекомых. Закройте глаза.
-теперь откройте глаза и скажите, кого не стало? (не стало пчелы, бабочки и т. д.). игра проводится 3 раза (можно поменять насекомых местами).
В. мы с вами сейчас тоже превратимся в бабочек.
Физкультминутка «Утром бабочка проснулась»
Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела, на четыре – полетела.
На лугу остановилась. Над цветами закружилась.
Куда полетела бабочка, что она будет делать? (собирать нектар, а ещё опылять цветы). Кто ещё из насекомых опыляет цветы? (пчела). А вы знаете, как они собирают пыльцу с растений?
Эксперимент с перчатками (показывает дефектолог)
Цветам насекомые помогают, а как вы думаете, чем питаются бабочки и пчёлы?
Я вам открою один секрет, не все насекомые питаются нектаром и мёдом. Есть насекомые хищники. И питаются они другими насекомыми (стрекоза, кузнечик, божья коровка) но не будем забывать, что все насекомые тоже являются пищей для птиц, ящериц, лягушек.
Для того, чтобы их не поймали, насекомые умеют маскироваться. Например, кузнечик, как он прячется? (ответы детей). А бабочка, такая яркая, разноцветная, как же она может спрятаться (ответы детей).
Деф. А от нас они на спрячутся, я предлагаю вам поиграть в игру «Чья это тень?»
Работа за столами по разноцветным цветам, у кого какой цветок на стуле, тот садится именно к своему цветку, дети с нарушением зрения выполняют работу на подставках.
В. А есть насекомое, которое птицы не едят. Подумайте, кто это?
Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуты опасности она выделяет молочко, её и назвали «божья коровка». Она ярко – красная, чтобы все видели: есть её опасно.
Рефлексия. Ребята, сегодня мы с вами путешествовали на луг, а кого мы там видели? (насекомых). Почему их так называют? Стрекоза, божья коровка, кузнечик они какие насекомые? (хищные). А кто из этих насекомых опыляет растения? (бабочка, пчела). Что вам понравилось в нашем путешествии?
Отгадайте загадки о тех, кто был на лугу.
Маленький вертолёт летит назад и вперёд
У неё большие глаза, а зовут её…стрекоза.
Прыгает пружинка, зелёненькая спинка,
С травы на былинку, с ветки на тропинку. (кузнечик).
Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и воск, и мёд.
Людям всем она мила и зовут её… пчела.
Она легка, красива, изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок (бабочка).
На память о нашем путешествии мы хотим вам подарить картинки с изображением других насекомых, только их нужно раскрасить. Поэтому будем возвращаться обратно в детский сад – раскрашивать картинки.
В детский сад нам, братцы, так трудно добираться.
На машине мы поедем и на поезде помчимся,
На самолёте полетим, вниз на землю поглядим.
На корабле по океану плывём с отважным капитаном.
Вон, впереди видна земля, приплыли в детский сад, друзья!