Наталья Кунгурцева
Консультация для педагогов «Развивающая среда группы в процессе пространственного ориентирования детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая среда группы в процессе пространственного ориентирования детей с нарушением зрения и речи.
Публикация «Консультация для педагогов „Развивающая среда группы в процессе пространственного ориентирования детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Ориентировка в пространстве
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно-развивающей среды в группе и кабинете коррекционных занятий.
Предметно-развивающая среда должна соответствовать коррекционным задачам программы и психолого-педагогическим методам, направленным на развитие зрительного восприятия: активизацию сенсорно-перцептивных, селективных, мнемических и мыслительных процессов. Предметная методика позволяет развивать зрительные возможности детей с нарушением зрения, и её принципы реализуются на предметно-практических занятиях и в игре.
У детей с нарушением зрения отмечается снижение уровня обобщённости, точности, чёткости зрительных представлений. Замедляется процесс развития социально-бытовой ориентировки, восприятия сенсорных эталонов, ориентировке в пространстве.
Поэтому своеобразие организации предметно-развивающей среды тесно связано с особенностями патологии зрения и развития детей дошкольников. Развивающая среда должна сохранять некоторые черты среды предыдущего года обучения свои обновлённые, только ей присущие особенности. Это прежде всего связанно с ярким проявлением разных темпов развития детей, нарушения зрительных функций. Пространственная организация среды должна предусматривать широкие возможности разнообразной двигательной деятельности ребёнка, быть комфортной безопасной. Игрушки и предметы в группе должны отражать всё многообразие окружающего мира и соответствовать реальным объектам по своему внешнему виду (цвету, форме, быть яркими, изготовлены из разных материалов, иметь разные размеры).
При самостоятельном выполнении дидактического пособия по всем разделам педагогу необходимо учитывать зрительные нагрузки ребёнка и получить консультацию дефектолога.
Для развития зрительного восприятия используются различные изображения предметов: чёрно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравниваю изображения, выделяют сходные и различительные признаки.
Коррекционную работу по развитию зрительного восприятия целесообразно проводить со всеми категориями детей с остротой зрения, превышающей 0,01. Следует соблюдать определённые условия проведения занятий. Освещённость рабочего места подбирается индивидуально в соответствии с особенностями активности зрительной системы (снижение чувствительности к свету в подпороговом диапазоне или её повышение-светобоязнь). Поза ребёнка во время занятий не должна оказывать негативного влияния на его осанку. Оптимальное расстояние от глаз наглядного материала 20-30 см. Для нарушенного зрения характерна низкая функциональная устойчивость различения объектов; поэтому педагог не должен допускать зрительного утомления. Длительность зрительной работы не должна превышать 5-7 мин.
Каждое изображение должно иметь чёткий контур, высокий контраст (от 60% до100%).