Евтюхина Вероника
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие за сувенирами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать формированию у дошкольников активной позиции гражданина Самарской земли.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формировать представление о значимости и красоте культурных традиций, обычаев, людей других национальности, проживающих по соседству.
Развивать желание осваивать новые знания о другой национальности, чувство гордости, бережного отношения к родному городу.
Воспитывать интерес и уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы „Путешествие за сувенирами“» размещена в разделах
Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеское взаимоотношение.
Воспитывать стремление к позитивному общению с людьми разных национальностей, уважению их культуры.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Поддерживать интерес к декоративно-прикладному искусству народов Среднего Поволжья, устному народному творчеству, народной музыке.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивать самостоятельное речевое творчество, грамматической строй речи, активизировать диалогическую речь, слухоречевую память, фонематическое восприятие.
Закреплять умение разгадывать загадки, активизировать речевое общение детей.
Образовательная Область «Физическое развитие»
Способствовать развитию устойчивого интереса к национальным подвижным играм с использованием алгоритма действия.
Развить физические качества: координацию, скорость, ориентировку в пространстве.
Формировать осознанную потребность в двигательной активности,
Активизация словаря: народы, традиции, Чуваши, Татары, Мордва, Волга, река, Поволжье, орнамент, флаг, дружба.
Материал и оборудование:
Демонстрационный : карта Среднего Поволжья, картинка кораблика, магнитные пазлы, 4 платка для игры, национальные флаги Поволжских республик (соответственно с буквами (Д, Р, У, Ж, Б, А, алгоритм чувашской национальной игры «Тирма»
Раздаточный: конверты с орнаментами народов Поволжья
Методы и приемы:
Коммуникативная игра «Доброе утро»,
Проблемные вопросы
технология работа тройками - национальные загадки,
работа в парах «Собери орнамент»,
подвижная игра «Тирмэ»,
работа с мини – музеем.
Предварительная работа: Рассматривание кукол в национальных костюмах, рассматривание альбома «Народы Поволжья», Прослушивание музыкальных национальных произведений, Разучивание хороводов, национальных игр
Ход деятельности:
1Организационный момент.
(Дети вместе с воспитателем становятся вкруг)
Коммуникативная игра «Доброе утро»
Доброе утро – солнцу и птицам
Доброе утро – улыбчивым лицам
Доброе утро – нашим гостям
Доброе утро – всем нам!
2. Мотивационный момент
Воспитатель: Я знаю, вы интересуетесь традициями народов Поволжья. Какие национальности вы знаете? /ответы детей/
Воспитатель: Да все эти народы проживают на Самарской земле и в Поволжье, и я предлагаю вам продолжить знакомство с их традициями. А чтобы познакомиться я вас приглашаю в путешествие. у нас в группе есть интересная и необычная карта, думаю, она нам пригодится для путешествия. Рассмотрим её!
(Воспитатель предлагает подойти к доске, на которой расположена карта).
Воспитатель: Дети, что же вы видите? /ответы детей/. Всё верно. Это карта Поволжья. На ней отмечены города, села, деревни, горы и леса расположенные вдоль великой реки Волги, на которой находится наш город Тольятти.
Мотивация на путешествия
Воспитатель: Хотели бы вы отправиться в путешествие по Волге? Я так рада за вас. Тогда отправляемся все вместе, и в пути у нас будут остановки, где мы узнаем много интересного о народах. А из путешествия привезем сувениры. Согласны?
Ребята, могу я начать наше путешествие на нашем корабле? Тогда приглашаю всех на корабль, и отправляемся в путь.
(Воспитатель берет кораблик и начинает двигать его по карте вдоль Волги)
«Чувашия»
Воспитатель: И первая наша остановка. Чувашская автономная республика.
Как называется столица? Кто мне подскажет? город Чебоксары. Ребята обратите внимания, в Чувашской республике есть свой национальный флаг. Какого он цвета? /дети рассказывают/
Ребенок: А у меня в Чувашии живет бабушка, и я знаю стихи о Чувашии
«В Чувашии степи привольные,
Леса здесь богаты добычею,
Озера ни с чем, ни сравнимые
И люди гостеприимные…»
-А еще я знаю чувашскую игру: «Кто скорее построит дом»
Игра по алгоритму
Воспитатель: Как интересно, «Тирма» в переводе (кто скорее построит дом). Мы в детстве тоже играли в эту игру. Приготовила вам задание, в котором зашифрованы правила этой игры. Посмотрите. Разберём вместе. А затем поиграем.
Алгоритм игры:
Разделимся по 4 человека в команде. (Дети организуют команды)
Возьмём по платку и определите свое место в группе (команды встают по местам)
Положим платок ровно на пол (дети раскладывают плотки на полу)
Вернемся в центр, и встанем в круг.
Идем по кругу и говорим слова:
Мы веселые ребята
Соберемся все в кружок
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок.
по окончании этих слов добежим до своего платка и поднимем над головой – получится крыша дома.
-Начнем игру? (проводится игра)
Воспитатель: Игра была замечательная. Тогда ты, Катя, будешь капитаном и поведешь наш корабль дальше. А флажок мы возьмем на память в качестве сувенира. (Д)
(ребенок медленно под музыку ведет кораблик по реке)
3. Татария
Воспитатель: Наша остановка город Казань. Подскажите Казань - столица какой республики? Нас приветствует национальный флаг Татарии. Чем он отличается от флага Чувашской республик? (дети рассказывают о флаге)
Воспитатель: Чем славится татарский народ? / Ответы детей: Татарский народ славится своим гостеприимством, весельем, национальными блюдами. Татарский народ очень славится своими загадками. /
Воспитатель: Помните, у нас было домашнее задание выучить татарские национальные загадки. А чтобы вам было легче, предлагаю разделиться на тройки и договоритесь, какую загадку вы будете загадывать, определитесь, кто будет ее озвучивать. (Дети делятся на тройки и готовятся к ответу)
Работа в тройках
Этап Деятельность взрослого Деятельность детей
I этап Создаёт мотивацию к предстоящей деятельности. Проявляют внимание и интерес к предстоящей деятельности.
Мотивационно-
ознакомительный Определяет цель предстоящей деятельности. Было задано домашнее задание заучивание национальных загадок
Активизируют необходимые знания (анализируют, обобщают, систематизируют).
Концентрируются на поиске цели предстоящей деятельности.
II этап
Организационно - поисковый Организует детей в тройки
Фиксирует внимание детей на правила сотрудничества, предлагает договориться: - какую загадку будут загадывать, определить, кто будет ее озвучивать.
Вовлекает детей в поиск вариантов выбора загадок
Побуждает детей к выбору лучшего варианта задания- выбор загадки.
Объединяются в группы.
Вспоминают и уточняют правила сотрудничества: договориваются определяют кто будет озвучивать задание.
Участвуют в обсуждении, рассуждают, и предлагают загадки В дверь входит ползком, а в передний угол идет дыбом. (Холод)
«Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (Мороз)
Есть у меня один войлок, мир может прикрыть, а море не закрывает. (Снег)
«Семь сестер и братьев есть: возраст их один, имена разные» (Неделя)
III этап
Итоговый Побуждает детей к обсуждению правильного решения
Просит дошкольников найти аналогию в собственном опыте, проанализировать и сделать вывод о важности правильного решения Обсуждают окончательный вариант решения
Приводят примеры аналогичных ситуаций из собственного опыта, размышляют о важности правильного решения в подобных ситуациях.
Воспитатель: Все загадки интересные, а вам, чья больше всего понравилась? Значит, теперь капитаном будет…. И конечно не забудем взять с собой сувенир – флажок (Р)
«Сели дружно в пароход
И отправились вперед.»
(ребенок медленно под музыку ведет кораблик по реке)
Мордовия
Воспитатель наш теплоход прибыл в город Ульяновск. Но нам надо попасть в Мордовскую автономную республику, которая тоже находится в среднем Поволжье, но вдалеке от Волги. Как нам продолжить путешествие? /ответы детей/. Предлагаю пересесть на автобус и отправиться в Саранск. Какой республики столица?
(по карте картинку автобуса на магните)
Дети: Мордовская национальная музыка, которую мы слышали на фестивали.
Воспитатель: И нас встречает флаг Мордовской республики. Чем отличается Флаг Мордовской республики от других? /ответы детей/.
Воспитатель: Мордовский народ очень гостеприимный славится и своими национальными орнаментами. Предлагаю собрать все орнаменты и определить мордовский национальный орнамент.
Работа в парах
Этап
Деятельность педагога Деятельность детей
1.
Подготовительный. Предлагаю собрать все орнаменты и определить мордовский национальный орнамент Осознают поставленную цель и принимают предложенную ситуацию
2
Организационный Предлагает детям, распределится по парам Вспоминают правило выполнения заданий
3
Основной Управляет процессом достижении цели. (поддерживают мотивацию вносят корректировку) Активно в малых группах выполняют задания.
4
Заключительный Молодцы, вы правильно выполнили, помогая друг другу. Проводят анализ, соотносят получение результаты с поставленной задачей, и формулируют выводы на основе умозаключения
(в уголке изо приготовлены индивидуальные конверты с орнаментом,
дети берут их и собирают орнаменты, после чего рассказывают, орнамент какой республики они собрали).
Воспитатель: Все орнаменты собраны, а мордовский орнамент возьмем с собой как сувенир. (У). Флажок Мордовской республики мы также возьмём с собой в качестве сувенира. (Ж). Отправляемся на корабль, но сначала занимаем места в автобусе.
Определяют водителя и капитана корабля (ребенок медленно под музыку ведет кораблик по реке)
Воспитатель: И конечная наша остановка город Тольятти. Пусть кораблик останется с нами как сувенир (Б)
Воспитатель: А что за флаг приветствует нас?/ответ детей Флаг России. /
Воспитатель: Из каких цветов состоит флаг России?/ответ детей/ Он тоже будет у нас сувениром. (А)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько мы с вами привезли сувениров.
Эти сувениры с сюрпризом. Перевеем каждый сувенир и что получилось?
(дети складывают буквы, и получается слово «Дружба»)
Воспитатель: Скажите, что означает слово ДРУЖБА?/ответы детей/
Мини-музей
Воспитатель: Да. А у нас есть музей головных уборов, выберите головной убор любой национальности, в гостях у которых мы сегодня побывали. Дети надевают головные уборы. Посмотрите у нас получился настоящий хоровод дружбы, а хоровода без песни не бывает.
(звучит музыка, дети исполняют песню «Как на зорьке заиграет…»)
Итог
Ребята сейчас я вам предлагаю пойти на улицу и поиграть в мордовскую национальную подвижную игру «Раю- раю», и в татарскую ациональную подвижную игру «Спутанные кони (Тышаулыатлар)»