Марина Косоротова
Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.
На тему: Дифференциация звуков [С], [Сь], [З], [Зь] в слогах, словах, предложениях, стихах, играх.
Выполнила: учитель-логопед
Косоротова М. П.
Челябинск 2017
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.
Тема: Дифференциация звуков [С], [Сь], [З], [Зь]в слогах, словах,
предложениях, стихах, играх.
Цели:
1. Образовательные :
а) закрепление знаний о механизме организации свистящих звуков и их акустических особенностях;
б) закрепление произношения и различения звуков в отражённом повторении за логопедом и самостоятельном проговаривании;
в) обогащение словаря словами со звуками [С], [Сь], [З], [Зь].
2. Коррекционные:
а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;
б) развитие фонетического слуха, фонематического восприятия;
в) формирование и закрепление навыков звуко-слогового анализа;
г) развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;
д) развитиие умения различать звуки по звонкости-глухости, твёрдости – мягкости в словах разной звуко-слоговой структуры.
3. Воспитательные.
а) поддержание интереса к занятиям;
в) воспитание доброжелательности, чувства товарищества;
с) воспитание контроля за правильным произношением звуков в собственной речи и речи товарищей.
Оборудование: колокольчик, фотографии 2-х девочек и 2-х мальчиков, предметные картинки, в названии которых есть дифференцируемые звуки (по 5 шт. на каждый изучаемый звук, пеналы на каждого ребенка со звуковыми сигналами и схемами предложений, карточки для индивидуального выполнения задания (по 2 шт., система мультимедиа, компьютер, презентация игры «4-й лишний». Фишки для поощрения детей за правильно выполненные задания.
Ход занятия:
Орг. момент. (Звенит колокольчик)
- Прозвенел звонок.
Начинается урок,
А начнется наш урок с комплексной гимнастики.
Комплексная гимнастика. (Включает в себя упражнения на дыхание, согласованные движения рук, глаз и артикуляционного аппарата)
- Проходите на свои места.
1. Объявление темы занятия
Тему занятия вы узнаете по первым звукам имён детей : Сава, Сима, Захар, Зина (на доску выставляются фотографии детей) - (ответы детей).
Вы правильно догадались – сегодня мы с вами будем сравнивать и различать звуки С, СЬ, З, ЗЬ.
2. Дифференциация звуков
Чем похожи и чем отличаются звуки [С], [Сь], [З], [Зь] Правильные ответы детей отмечаются фишками.
- Какой буквой мы обозначаем звуки Си СЬ на письме? (индивидуальный ответ)
- Какой буквой мы обозначаем на письме звуки З и ЗЬ? (индивидуальный ответ)
а) Дифференциация звуков [С], [Сь] - [З], [Зь] в слогах. Игра «Наоборот»
- Играем в игру «Наоборот» - я буду произносить слоги с глухими звуками, а вы слоги со звонкими звуками:
Са-за со-зо сы-зы су-зу се-зе си-зи сю-зю ся-зя;
- А теперь я буду произносить слоги с твёрдыми звуками, а вы мне слоги с мягкими звуками: сы – си зо–зё зы-зи са-ся сэ-се су – сю зу – зю. Молодцы, справились сзаданием.
б) Дифференциация звуков [С], [Сь], [З], [Зь] в словах. «Подарки для детей»
- у меня на столе картинки с изучаемыми звуками, нужно выбрать картинки, которые подойдут нашим детям (по 5 картинок). Задание выполняют у доски 4 ребенка. Когда картинки расставлены, все дети проверяют, правильно ли выполнено задание.
Пальчиковая гимнастика:
Шарик дружно мы катаем,
Слова со звуком С называем.
(Дети массажируют шариками су-джок сначала ладони круговыми движениями рук, затем на каждое слово прокатывают шарик по каждому пальцу, начиная с большого. Аналогично игра проводится на любой другой звук по теме) – индивидуальные и хоровые ответы.
4 Звуко-слоговой анализ слов Зима, санки.
Приготовьте, пожалуйста, карточку № 3, откройте пеналы и сделайте звуко-слоговой анализ слова зима. А теперь звуко-слоговой анализ слова санки.
(Фишка дается только в том случае, если ребенок правильно сделал звуко-слоговой анализ слова и ответил на дополнительный вопрос ( Например: сколько слогов в слове, какой слог ударный, сколько глухих согласных в слове, и. т. д.)
5. Составление предложений по сюжетным картинкам с предлогами за, из-за. Составление схемы предложения.
- Возьмите карточку №1, прочитайте предложение и впишите предлог, который потерялся. Составьте схему первого предложения. Составьте схему второго предложения. Каким по счету в предложении стоит предлог? Как пишется первое слово в предложении?
- Молодцы, хорошо справились с заданием, можно и отдохнуть.
6. Физкультминутка: Подвижная игра «Это не каприз!»
Верх-вниз, вверх-вниз –
Это, мама не каприз!
Вправо – влево, вправо – влево
Посмотрю, как королева.
Покивать по сторонам
Нужно нам и нужно вам,
Головою покрутить
Не забыть, не забыть,
И Незнайками побыть -
Плечи вверх и опустить.
И плечами повращать –
Надо плечики размять.
Вперед – назад, вперед – назад
И все дела пойдут на лад! (Дети выполняют движения по тексту)
7. Игра «Четвертый - лишний» - презентация.
8. Дифференциация букв С –З на письме.
«Какая буква потерялась С или З?»
Дети вписывают в слова недостающие буквы.
- Возьмите карточку № 2. Вы видите 3 столбика с написанными словами, но в них не хватает по одной букве, догадайтесь и впишите вместо точек потерявшуюся букву (С или З) : …онт; ва…а, …ом, …ито, …ила, ко…а, гла…а, …амолёт,
9. Дифференциация звуков[С], [Сь], [З], [Зь]в текстах стихотворений.
- На прошлом занятии вы получили домашнее задание – выучить небольшие стихотворения. Смотрите внимательно на меня, глазами я покажу, кто читает стихотворение:
В магазине ЗАЙКИ
Покупали САЙКИ.
Ах, какая ЛИСОНЬКА!
Посмотри-ка, ЛИЗОНЬКА!
На лугу пасутся КОЗЫ.
Заплела сестрёнка КОСЫ
Я глазастую СОВУ
В гости вечером ЗОВУ.
С ней залезу на СОСНУ
И спокойненько ЗАСНУ.
Зайцу КоськепоВЕЗЛО:
Он нашёл своё ВЕСЛО!
Надо воду поСОЛИТЬ
И огурчики ЗАЛИТЬ.
Хороши СОЛЁНЫЕ
Огурцы ЗЕЛЁНЫЕ!
Заскрипел медвежий бас:
— Кто гостил в избе у нас?
Кто за столиком сидел
И мои запасы съел?
Кто слизал сгущёнки СЛОЙ?
Может быть, разбойник ЗЛОЙ?
Сознавайся, кто слизал
И спасибо не сказал?
Я — Горыныч, грозный ЗМЕЙ!
Подходить ко мне не СМЕЙ!
Есть РЕЗИНКИ на КОСЕ!
Есть РОСИНКИ на КОЗЕ!
Хозяйка засолила ГРУЗДИ —
И мы зимой не знали ГРУСТИ!
Лес рассматривала Зина:
— Здесь и ясень, и осина,
Дуб столетний и сосна,
И берёзы белизна.
9. Итог занятия и оценка деятельности детей.
Чем отличаются звуки [С], [Сь], [З], [Зь]? А чем они похожи? Самое трудное задание? Самое интересное задание?
10. Домашнее задание.
- К следующему занятию подберите и принесите картинки, в названии которых есть звуки В, ВЬ. Повторите, пожалуйста, домашнее задание (индивидуальные ответы детей).
Дополнение.
Игра «Слова- противники»
Летний – зимний; больной – здоровый; слабый – сильный, глухой – звонкий; вспомнить – забыть; темно – светло; открыть – закрыть; горький – сладкий; мокрый – сухой; новый – старый; расстегнуть – застегнуть; голодный – сытый; выйти – зайти; взлёт – посадка.
Продолжи предложение по образцу.
У Сони серые глаза — она сероглазая.
У Зои зелёные глаза — она.
У Семёна светлые волосы — он.
У Кузьмы рыжие волосы — он.
У Зины русые волосы – она…
У Симы длинные косы – она…
У слона длинный нос — он.
У зайца короткий хвост — он.
У синицы звонкий голос – она…