Ангелина Демина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Ступеньки к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непрерывной непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе
«Ступеньки к школе»
Программное содержание :
• выявить знания, умения и навыки детей по определению структуры слова: умение проводить звуковой анализ 3-5- звучных слов, показать состав слова фишками;
• выявить умение детей делить слово на слоги, определять ударный.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Ступеньки к школе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
• развивать умение конструировать предложение с коротким словом, читать его по схеме, переконструировать, изменяя последовательность слов.
• учить детей оценивать собственные возможности, выяснять причины неудач, пути их преодоления.
• развивать инициативу, самостоятельность, произвольность внимания.
Ход занятия:
I. На трёх ступенчатой полке стоят игрушки, в названии которых:
На 1 ступеньке – 3 звука (шар)
На 2 ступеньке – 4 звука (лиса)
На 3 ступеньке – 5 звуков (лопата)
На 4 ступеньке – 8 звуков (макароны)
Воспитатель собирает внимание детей и говорит:
- Дети, скоро вы станете школьниками, а какие уроки будут в 1 классе? Что вы будете делать в школе (выслушиваю ответы детей)
- Как вы считаете, вы готовы к обучению в первом классе? (ответы детей)
- Я вам сейчас открою секрет, на всех занятиях в детском саду, мы готовимся к школе. Думаю, что все хорошо подготовлены к поступлению в первый класс : и считать умеете, и задачки решать, книжки рассматривать и по картинкам содержание рассказывать, и спортом хорошо занимаетесь, и правила дорожного движения знаете. Всё это вам пригодится в школе.
- Сегодня у нас занятие по обучению грамоте необычное. Мы с вами ступенька за ступенькой будем приближаться к первому классу.
II. Воспитатель предлагает детям обратить внимание на карточки слоги, лежащие на столе. Задание детям: в комнате отыскать предметы с 1, 2, 3 слогами, поставить найденные игрушки на схемы.
-Если подберёте предмет к каждой схеме. 1 – с тремя звуками, 2 – с четырьмя, 3 – с пятью звуками. Задание повышенной сложности: кто сможет придумать самое длинное слово из 4-5 слогов. Назвать его и посчитать слоги
-А теперь поставьте ударение, на какой слог? Дети считают слоги.
III. Дети, все игрушки со стола отнесите на сцену и встаньте на ковре полукругом. Мы с вами сейчас немного поиграем («Развитие словаря дошкольника в играх», стр. 105) : я вам называю действие, а вы мне предмет, который совершает это действие. Например, краснеет (кто? что) – помидор, человек, клубника… и т. д.
-Как в предложении обозначается слово- действие? (две черты). Далее называю предмет, а дети действие берёза (что делает) – растёт, пахнет, распускается…
- Как в предложении обозначаем мы слово- предмет? (одной чертой)
- Главное слово-предмет (жирной чертой). Называю предмет, а вы признак: лист (какой) – зелёный, круглый, овальный…
-Слово-признак – волнистая линия.
Особо отличившиеся дети получают балл.
IV. А теперь поиграем в игру «Превращения» («Развитие словаря дошкольника в играх», стр. 84)
V. Воспитатель хвалит ребят. Предлагает разложить свои фишки и полюбоваться ими. Дарит каждому по звёздочке и предлагает пересчитать все фишки. Дети сами оценивают, на какой же ступеньке к успеху они находятся. - Шансы у вас всех одинаковые, кто-то больше старается, кто-то меньше, и чтобы всегда находиться на верхней ступеньке, надо трудиться, заниматься, стараться и не лениться!
Воспитатель хвалит всех детей, подчёркивает, что все показали не только знание нашего родного языка, но были очень внимательны, рассудительны, много думали, умели доказать свой выбор – эти качества очень пригодятся будущим школьникам.
. Игра "Отгадай слово".
Называем первый слог и предлагаем конец слова подобрать ребенку (можно использовать картинку). То же задание затем используется и с последним слогом.
5. Игра "Цепочка".
Необходимо составить из карточек цепочку слов, таким образом, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего. Например: молоко-кошка-каша-шапка- и т. д.
6. Положить перед ребенком на столе 5 различных слогов. Озвучить один из них и предложить ребенку найти нужный слог, тот который вы назвали.
7. Попросите собрать слово из 2 слогов. Затем собрать слово из 3 слогов, из 4 слогов. Собрать слово более 4 слогов.
8. Игра со слогами в большой компании детей у доски.
На столе или на магнитной доске раскладываем карточки со слогами вразброс. Для начала старайтесь использовать не очень большое количество карточек. В дальнейшем вы можете добавлять больше карточек со слогами, чтобы увеличить сложность. Сначала участвуют 2 ребенка. Они смотрят на доску с карточками, а взрослый называет слог. Тот, кто первый нашел его на доске забирает карточку и садится на свое место. Проигравший остается у доски. К доске подходит 3 участник. Взрослый называет новый слог. Тот кто найдет этот слог первым забирает карточку и садится на место. Так может продолжаться долгое время. Затем подсчитываем карточки со слогами. Выигрывает тот, у кого количество карточек больше.
Участники могут попытаться составить слога из слогов.