Тамара Гурина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Пересказ сказки «Заяц-хваста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Обучение последовательному пересказу небольшой сказки с опорой на серию сюжетных картин.
Задачи:
Образовательные :
Учить передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно.
Закреплять умение согласовывать в предложении прилагательное с существительным.
Активизировать и обогащать словарный запас детей ( новые слова: гумно, сноп, Хваста.)
Развивающие :
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе „Пересказ сказки „Заяц-хваста“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Заяц-хваста». Русская народная сказка
- Темочки
Развивать память, внимание, связную диалогическую и монологическую речь.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные представления, навыки сотрудничества, активность и инициативность.
Материал и оборудование:
Книга со сказкой «Заяц – хваста», волшебная коробка, маски зайца и вороны, компьютерная д/и «Чей, чьи…».
Предварительная работа:
-Чтение сказки «Заяц- хваста».
-Рассматривание иллюстраций к сказке.
-Объяснение новых слов: гумно, сноп, хваста.
Ход:
В: Ребята, посмотрите, что это?
(выслушиваю разные варианты ответов детей)
Да, это - загадочная коробка, очень трудно догадаться, что в коробочке внутри, если очень интересно, ты открой и посмотри. Воспитатель открывает коробочку, достает из коробки книгу, в которой написана загадка.
В:. Присаживайтесь поудобнее и послушайте загадку.
Всегда справляюсь очень ловко
С сочной свеженькой морковкой
А ещё люблю капусту
Зря меня считают трусом
Притаюсь я на опушке
Ушки вечно на макушке
Как зовусь я,угадаешь?
Ну, конечно, это….(заяц).
В: Посмотрите, в коробке действительно спрятался заяц, да не один. Он с друзьями: волком и лисой, да, да в сказках они большие друзья и хотят с вами поиграть.
Д/И «Чей,чьи…»(на экране появляется картинка «Лесная опушка», когда дети отвечают на вопросы, звери показываются из укрытий.)
В: Ребята, а чьи это уши точат из-за ёлки?
А чьи это лапы?
А чей это хвост?
Сначала играем с волком, потом с лисой, затем –с зайцем. А вот и сам заяц показался. Мы про него сегодня сказку будем рассказывать.
Ребята, давайте вспомним, в каких сказках живет заяц?
(ответы детей сопровождаются картинками из сказок на экране)
В: А недавно познакомились с русской народной сказкой «Заяц-хваста».
(Русская народная сказка «Заяц-хваста» была прочитана ранее.)
Беседа по содержанию сказки.
В: Почему зайца назвали хваста?
Где жил заяц?
Как ему жилось?
Зачем он забрался к крестьянину на гумно?
Перед кем хвастался заяц?
Как он хвастался?
Кому рассказали зайцы о хвастунишке?
Как ворона назвала зайца?
Что случилось потом с вороной?
Кто помог ей?
Что сказала ворона зайцу?
В: А сейчас превратимся все в зайцев (динамическая пауза).
Вышел заяц погулять,
Да снежками поиграть.
Прыг-скок, прыг-скок,
Встал наш заяц на пенёк.
Посмотрел по сторонам-
Волка нет – ни тут, ни там.
На пенёчке поплясал
И прямо к дому поскакал.
Рассказывание сказки «Заяц- хваста» воспитателем.
В: Я вам напомню русскую народную сказку «Заяц- хваста», а вы внимательно слушайте и приготовьтесь к её пересказу. (рассказывает с опорой на сюжетные картинки).
В: Ребята, мы с вами вспомнили сказку, а теперь давайте попробуйте пересказать её самостоятельно, но не забудьте, что в своём рассказе вы должны рассказать сначала о том, где и как жилось зайцу,потом о том, что с ним случилось и в конце о том, как помог заяц вороне.
В:. Кто хочет начать рассказывать,о том, где и как жилось зайцу?
Кто будет продолжатьи расскажет, что с ним случилось?
Кто расскажет конец сказки, как помог заяц вороне?
В: А помогут вам подробно, последовательно пересказать наши картинки-помощницы.
Пересказ сказки (по частям).
В. : Замечательные были рассказчики, все справились!
В: Ребята, скажите мне, каким по характеру чаще всего бывает заяц в сказках?
В: Изобразите мне «зайца- труса»
Пантомима «Заяц - трус».
(Настоящие «Зайцы- трусишки»).
В: А каким стал заяц в конце сказки?
В: Изобразите мне «зайца – храбреца»
Пантомима «Заяц - храбрец».
(Настоящие храбрецы)
В: Вы великолепные артисты! А давайте попробуем разыграть отрывок из сказки, когда ворона первый раз встретила зайца. Здесь в коробочке есть замечательные маски, они нам помогут.
Кто хочет быть вороной? А кто – зайцем?
Инсценировка отрывка.
Вот какая волшебная коробка оказалась у нас сегодня в группе, Вам понравились её сюрпризы и сказка? Что вам понравилось больше? Почему?
Вы сегодня постарались на славу. Всем большое спасибо!
Заяц - хваста
Жил-был заяц в лесу : летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
—У меня не усы, а усищи, не лапы лпищи, не зубы, а збищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался :
—Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
—А как ты хвастал?
—А у меня не усы, а усищи, не лапы лпищи, не зубы, а збищи.
Вот она его маленько и потрепала:
—Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
—Вот ты молодец, не хвста, а храбрец!