Инна Беловская
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Экскурсия в картинную галерею»
▼ Скачать + Заказать документы
Звучит музыка М. П. Мусоргского «Прогулка»
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в одно, очень замечательное место, попробуйте догадаться куда.
Это место так чудесно,
Здесь все очень интересно,
В ряд картины здесь стоят,
Посмотреть на них велят.
Как же место то зовется?
Есть ответ у нас один,
Это (Выставка картин, (или картинная галерея)
Правильно, это картинная галерея.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи „Экскурсия в картинную галерею“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Воспитатель: Ребята, а вы хотите посетить настоящую выставку картин. (Да) Вы помните правила поведения в выставочном зале (не шуметь, картины руками не трогать). Ну что же отправимся на выставку картин.
Дети входят в зал. Зал оформлен по временам года. В каждом времени года расположена картина.
В: Ребята, посмотрите как много любителей живописи собралось сегодня на выставке картин. Давайте поздороваемся и покажем с каким же настроением мы пришли в картинную галерею (дети показывают смайлики (АМО).
По залу развешены репродукции картин известного художника И. И Шишкина.
• В: Ребята, я приглашаю вас в галерею, на выставку картин. Давайте рассмотрим эти картины, которые написаны художником Иваном Ивановичем Шишкиным, поделимся впечатлениями, побеседуем.
• Ребё нок: А зачем художник рисует так много картин?
• Воспитатель: Это очень хороший вопрос. Мы с вами сейчас побеседуем о всех картинах и в конце занятия вы сами постараетесь ответить на этот вопрос. (технология ТРИЗ).
На экране появляется портрет И. И. Шишкина.
• Мы с вами уже знакомились с творчеством этого художника, поэтому я попрошу Машу немного рассказать о нём.
М: Иван Иванович Шишкин родился в городе Елабуге. В его родном краю природа была очень красивой. Леса окружали город. Красота лесов и полей с детства полюбилась будущему художнику, и он решил в своих картинах рассказывать об этом людям. Так он стал великим художником – пейзажистом. Он очень любил изображать лес в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. И сам он крепкий, широкоплечий, чем-то напоминал могучее дерево.
В:Вот оказывается каким был великий художник. Ребята, а какую картину называют пейзажем?
На экране пейзаж
Ребё нок: Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется «пейзаж».
В: Молодец! А какие ещё жанры живописи вы знаете? Например, если на картине изображён лётчик?
На экране портрет
Ребё нок: Если видишь, что с картины
Смотрит кто - ни будь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз.
Или летчик, или балерина,
Или Колька твой сосед, обязательно
Картина называется - портрет!
На экране натюрморт
В: А если на картине изображена ваза с фруктами?
Ребё нок: Если видишь на картине дары леса на столе,
Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или сливу,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - натюрморт.
В: Молодцы, ребята, это совсем не сложно. Но мы сегодня остановимся на пейзаже.
• В :Каждая из картин отражает настроение художника. Когда художник создает картину, он не просто пишет, а хочет показать то, что увидел, что ему понравилось, передать свое отношение.
• Звук природы «Весна»
• В: Ребятки, давайте прислушаемся к звукам природы. Что мы слышим? В какое же время года мы попали? (ответы детей)
На экране «Лес весной»
• В: Давайте посмотрим на картину и вспомним её название. Кто знает как она называется?
• Р: «Лес весной».
• В: Само название говорит о том, какое время года рисовал художник. (Весна)
• Давайте расскажем стихотворение Плещеева о весне.
• Р: Алексей Плещеев
• Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
• В: После такого прекрасного стихотворения давайте рассмотрим, что изображено на этой картине. Кто хочет рассказать?
• Р: На этой картине я вижу, что снег растаял и от этого в лесу много воды. На деревьях ещё нет листвы, после зимы. В небе видны птицы, которые возвращаются в родные края. На поляне чуть-чуть появляется молодая травка. Тёплое солнышко пробивается сквозь ветки деревьев.
• В: Молодец, это точное описание картины.
• В: Как вы думаете, художник изобразил прохладный или тёплый день? (Ответы детей).
• В: А какое настроение вызывает эта картина?
• В: Смотря на этот пейзаж, душа наполняется теплом и радостью. Возникает желание найти такое место и провести там целый день. Давайте послушаем с вами музыку.
• Музыка весны
(ребятки, художник так точно изображает природу, что смотря на картину создаётся впечатление, будто мы смотрим в окошко из домика в лесу).
В: Давайте с вами подойдём к другой картине, прислушаемся к звукам природы, поймём в какое время года мы попали и вспомним название картины.
На экране «Утро в сосновом бору»
Звук природы «Пение птиц»
Р: «Утро в сосновом бору»
В: Кто из детей опишет мне эту картину?
Р: На картине изображено летнее утро. Солнце только взошло и осветило верхушки деревьев. На траве видна роса. В центре картины я вижу медведицу с забавными медвежатами, они лазают по дереву, которое наклонилось к земле.
В: Ребята. послушайте стихотворение, которое подходит к этой картине :
Р: Сосны чуть пониже туч,
По стволам смола стекает,
И с утра на них играет
Золотой зайчонок – луч.
Словно в синем море волны,
Лес шумит прохлады полный.
В зелень яркую одет,
Он хорош в разгаре лета.
В: какое настроение вызывает эта картина? Правильно, чувство радости и бодрости. А как вы думаете, художник отобразил одинаковый зелёный цвет?
Р: НЕТ, художник использует оттенки.
В: Правильно, художник использует не цвет а оттенки, что бы изобразить старое дерево или молодые сосёнки.
В: Давайте ребята, закроем глазки и послушаем музыку «Июнь» Чайковский
«Июнь» Чайковский
Переходя от картины к картине воспитатель рассказывает детям историю из жизни И. И Шишкина
(ребята, когда- то маленького Ваню отец и братья научили охоте, но мальчику очень не нравилось это занятие. Ведь он на себе представлял как больно животному или дереву и поэтому быстро отказался от охоты.)
• В: Прекрасно, открывайте глазки и мы тихонечко перейдём к третей картине.
• Звук природы «Дождь»
• В: Что же мы с вами слышим? (ответы детей) Когда это бывает?
На экране «Осень»
• В: Давайте с вами вспомним ещё один пейзаж Шишкина «Осень».
• Посмотрите, что изображено на переднем плане. Мы с вами видим сухое деревце и кустики. На втором плане мы видим большие деревья, они играют роль центра картины. Это скорее всего клёны, потому что они в первую очередь, с приходом осени, окрашивают природу в золотой цвет. За деревьями мы видим серое осеннее небо. Но по бокам картины ещё видны зелёные деревья.
• В: Ребята, какие краски радостные? Какие грустные?
• Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому глядя на картину мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, теплом и солнцем. Давайте закончим описание картины стихотворением Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
В: Ребята, мы с вами не видим художника, не слышим его голоса, но как красиво он передал нам настроение осени. Мы слышим как опадают листья, чувствуем на лице прохладный осенний ветерок. Давайте с вами проведём физкультминутку.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревце всё выше, выше.
В: Пока мы сами следуем с к следующей картине, я расскажу вам ещё одну удивительную историю о Шишкине. Однажды Шишкин пришёл в гости к художнику Репину. Тот, в то время писал картину «Переправа плотов по реке».
Тогда Шишкин поинтересовался у Репина, из каких пород деревьев он рисует плоты? На что Репин ответил: -«Какая разница?». Шишкин был очень удивлён, ведь одно дерево может разбухнуть от воды, другое утонуть и лишь третье поплывёт.
В: Вот мы с вами попали в лес. А в какой вы сейчас поймёте.
Звук природы «Вьюга»
В: В какой лес мы с вами пришли? (в зимний)
На экране «Зима»
В: А этот пейзаж так и называется «Зима». Давайте с вами по схеме попробуем описать эту картину.
Ребё нок: На переднем плане картины я вижу стройные сосны. Сосны старые, многие из них поломаны от ветра. Все деревья укутаны толстым слоем пушистого снега. Небо очень светлое, а у горизонта оно темнеет. Лес старый, потому что стволы у сосен толстые и высокие.
• В: Очень точное описание, молодец. - Знаете, Шишкин не просто изображал деревья, траву, кусты. Он, как ученый, изучал особенности растений и лишь потом рисовал их. Художник умел и любил точно изображать породы деревьев, форму растений. Это особенность его творчества.
• В: А какое живое существо мы видим в этом безмолвном лесу? Какую загадку загадал нам художник?
Р: Птичку
В: Правильно, похоже она тоже уснула.
В: Ребята, какая же основная мысль этих картин?
Р: Природа – это красота земли. Вот вы сами и ответили на свой вопрос: !Для чего художник рисует?». Чтобы передать нам с вами всю красоту природы.
На этой картине Шишкин изобразил природу зимой. Давайте прочитаем красивое стихотворение о зиме С. А. Есенина
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. ,
Принагнулась, как старушка, ,
Оперлася на клюку,
А на самою мокушкой,
Долбит дятел на суку.
В: Ребята, а скажите мне «снег» - это хорошо или плохо? (ТРИЗ технология «Тайна двойного»).
В: Ребята, я предлагаю вам закрыть глазки и послушать музыку Вивальди «Зима»
Музыка:
В: Давайте с вами почувствуем красоту зимней природы, вдохнём морозного, прозрачного, лёгкого воздуха. Давайте прислушаемся, как в лесу тихо. Но кое где мы можем слышать скрип снега, шёпот ветра, потрескивание веток, стволов деревьев, а вот перелетела птица с ветки на ветку. Мне кажется, что в такой тишине слышно как падают снежинки. Вот и мы давайте превратимся в снежинок и покружимся под музыку, а по окончании опустимся на землю и превратимся в сугроб.
В: Спасибо, ребята! Но мы с вами ведь тоже маленькие художники? Поэтому предлагаю пройти к столам и одеть ёлочки в зимний наряд. (4 способа рисования нетрадиционным методом).
Музыка Вивальди «Зима»
На экране И. И Шишкин