Жанна Башечкина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей :
• Социально – коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Художественно – эстетическое развитие
Виды детской деятельности :
Образовательная область Виды детской деятельности
Познание Познавательно – исследовательская,
Игровая
Коммуникация Коммуникативная
Формы работы с детьми:
Виды детской деятельности Формы работы с детьми
Познавательно – исследовательская
Игровая Экспериментирование
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Наблюдение
Обсуждение
Игровые упражнения
Коммуникативная Беседа
Чтение художественной литературы
Постановка вопросов
Отгадывание загадок
Цель:
• Развивать интерес к познавательной деятельности через различные формы работы с детьми
Задачи:
Образовательные :
• Сформировать у детей представление о том, что ветер – это движущийся воздух, образование ветра – это результат неравномерного нагревания поверхности земли солнцем.
• Закрепить знания детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх)
• Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.
Развивающие :
• Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
• Развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
• Воспитывать у детей выдержку, терпение, усидчивость.
Предварительная работа:
• Беседа о нашей планете, об атмосфере, которая ее окружает
• Рассматривание иллюстраций, слайдов, с изображением планеты Земля
• Разгадывание ребусов в картинках
Словарная работа: Атмосфера, перегрев, переохлаждение.
Материалы и оборудования:
Демонстрационный:
• Иллюстрации земли, окруженной атмосферой.
• Фонограмма «Шум дождя»
• Карточка с ребусом.
• Бутылка с длинным горлышком.
• Глубокий таз
• Сосуд с горячей водой.
• Большая монета
• небольшие тяжёлые предметы (камень, гвоздь, метал. шарик, и т. д.)
Раздаточный:
• Лист картона.
• «Бумажная змейка» (круг разрезанный по спирали)
• По 2 баночки с запахом чеснока, апельсина.
Ход НОД:
Воспитатель: Давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию. В лаборатории проводят разнообразные опыты, узнают много нового и интересного. Сегодня в лаборатории мы будем изучать свойства одного вещества, название которого вы должны отгадать.
(Предлагаю отгадать детям ребус. На карточке наклеены картинки, по первым буквам нужно отгадать слово.)
Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе. Расскажите, пожалуйста, о воздухе, какой он? Воздух образует оболочку вокруг нашей планеты. Как называется эта оболочка? Где воздух самый плотный? Какое значение имеет атмосфера?
Дети: Воздухом дышит человек, растения, животные. Атмосфера задерживает губительные космические лучи, метеориты. Атмосфера защищает от перегрева и переохлаждения землю.
Воспитатель: Мы с вами находимся на дне воздушного океана. Почему мы не чувствуем давление воздуха? А можно ли увидеть воздух?
Отгадайте загадку:
Непоседа невидимка
Над полями гонит дымку.
Низко вьётся над травой,
Носит запах луговой,
Нежным часто он бывает,
Но порой и с ног сбивает.
Нынче там он, завтра- тут…
Как скажи, его зовут?
Опыт 1. Как обнаружить воздух в помещение.
Воспитатель: Мы с вами не видим воздух, но можем его почувствовать. Помашите листом картона у своего лица. Что вы почувствовали?
Воспитатель: Движение воздуха.
Воспитатель: Картонка заставила воздух двигаться, и вы ощутили дуновение воздуха на своей щеке.
Опыт 2. Воздух есть во всех предметах. Показываю детям по очереди небольшие тяжёлые предметы (камень, гвоздь, крупная пуговица и т. п.) .
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли в них воздух? Как можно проверить?
Дети: Бросить предмет в воду.
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: Когда предмет тонет из него выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх.
Воспитатель: Если предмет тяжёлый, тяжелее воды – он тонет, падает на дно; воздух лёгкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из неё.
Опыт 3. Чем пахнет воздух?
Воспитатель: Чем может пахнуть воздух?
Дети: Яблоками, если в сад пришла щедрая осень. Дымом, если поблизости горит костёр. Пирожками, когда на кухне хлопочет бабушка.
Воспитатель: Правильно, но собственного запаха у воздуха нет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества. Хотите убедиться в том, что воздух действительно присваивает запахи разных веществ? В баночках хранились вещества с сильным запахом. Вы должны отгадать, что было в них. Сначала откройте банку №1. Что в ней хранили
Дети: Апельсины.
Воспитатель: откройте банку №2, что было в этой банке.
Дети: В этой банке хранился чеснок.
Воспитатель: А каком свойстве воздуха вы узнали?
Дети: Воздух не пахнет, но присваивает запахи разных веществ.
(Фонограмма «Шум дождя и грома».)
Воспитатель: Как вы думаете, участвует ли воздух в образовании грома. Узнать это нам поможет следующий опыт.
Опыт 4. Подпрыгивающая монета. Поставить бутылку с длинным горлышком в глубокий таз. Намочить ободок горлышка и положить сверху большую монету, которая полностью закрывает горлышко. Налить в таз тёплой воды.
Воспитатель: Что происходит с монетой? Как вы думаете, почему она подпрыгивает?
Дети: Воздух при нагревании расширяется и толкает монету вверх.
Воспитатель: При грозе молния нагревает воздух вокруг себя. Воздух расширяется так быстро, что производит громкие хлопки. Это и есть раскаты грома.
Физкультминутка «Воздушная кукла».
Дети разбиваются на пары – 1 ребёнок кукла, другой насос. Кукла вяло сидит на полу. Насос со звуком «с- с- с» «накачивает» куклу. Она выпрямляется, встаёт в полный рост. Насос нажимает кукле на кнопочку на груди – кукла со звуком «ш- ш- ш» сдувается и переходит в исходное положение. Дети меняются ролями.
Опыт 5. Извивающая змейка.
Воспитатель: У вас на столе лежат бумажные змейки. Подвесьте их за ниточку. Беру бумажную змейку и держу её над обогревателем. Почему моя змейка вертится, а ваши змейки нет?
Дети: Потому что над обогревателем воздух теплее. Он поднимается вверх и заставляет змейку вертеться.
Воспитатель: В природе солнце нагревает воздух, он поднимается вверх, а холодный устремляется на его место. Этот поток воздуха и образует ветер. (Демонстрация иллюстраций с образованием ветра).
Воспитатель: А сейчас я расскажу вам сказку о ветерке и воздухе.
В небольшом домике жил воздух. Был он домосед, и некуда не ходил гулять. Когда у воздуха было хорошее настроение, то в доме пахло яблочными пирогами, когда плохое- подгорелой кашей, а когда воздуху не здоровилось- лекарствами. Однажды вечером услышал воздух, как кто - то на крыше шумит и протяжно воет в трубу «у-у-у». Страшно стало воздуху. «Кто это воет?»- спросил он. - Это я ветер! - А что ты воешь? - От огорчения. Я вечный странник, облетел всю землю, но никто не называет меня путешественником. А мне так хочется им быть. Вот я и вою, свищу в уши, завываю в трубах - рассказываю о своих путешествиях. - Как интересно, - сказал воздух, расскажи и мне, где ты бывал. - Я поднимал песчаные вихри в пустыне, играл с волнами в морях, качал кроны деревьев в лесах. - Неужели ты никогда не отдыхаешь? Ведь есть такие дни, когда даже листик на деревьях не шелохнётся. - Это здесь не шелохнётся, а в другом месте бушует ураган, и не только листья, но и деревья летят по ветру. Нет мне покоя. Всегда меня гонит мой погонщик. - А разве у тебя есть погонщик? - удивился воздух. – Конечно, есть. Многие тысячелетия люди не знали, почему образуется ветер. А сейчас и дети знают, кто погонщик ветра. А вы знаете?
Дети: Это солнце.
Воспитатель: Итак, ребята, что же такое ветер?
Почему он возникает?
Куда дует всегда ветер?
Можно ли назвать ветер путешественником?
(Ответы детей.)
Рефлексия (итог)
Воспитатель: Работа нашей лаборатории подходит к концу. У меня в руках воздушный шарик. Я хочу, чтобы вы рассказали, что нового вы узнали сегодня о воздухе, передавая друг другу шарик.