Светлана Билецкая
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе.
Тема: "Свойства воздуха".
Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность.
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность.
3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах, преодоление боязни тактильного контакта.
5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Интеграция образовательных областей :
-социально-коммуникативное развитие (совместная деятельность, продуктивный диалог);
-физическое развитие (физминутка, уборка своего места);
-познание (ФЦКМ, конструирование);
-музыкальное развитие.
Предварительная работа:
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Оборудование:
оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, корочки апельсина, листы бумаги по количеству детей.
Организационный момент:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?
(надевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правила:
№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Что это?
Дети: воздух.
Правильно воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, сотрудникам изучить свойства воздуха и сделать вывод : нужен ли воздух людям и животным, если нужен, то какой.
Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.
Посмотрите, какие я принесла шарики. Кто знает, какого они цвета?
- Красный и синий.
- А как называются эти шарики?
- Воздушные.
- А вы знаете, почему они так называются?
- Потому что внутри шарика есть воздух
- А откуда воздух появился в шариках?
- Он там появился, когда шарик надували.
- Значит, в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим!
Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
- Выходят пузырьки.
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
-Ответы.
-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.
-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.
-Нет. (Предполагаемые ответы детей).
- Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).
- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
-Ответы.
-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
-Ответы.
Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. а как вы думаете мы сможем почувствовать воздух?
- Ответы.
-Для того чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.
А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?
-Ответы.
-Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?
Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок. А давайте, ребята подуем на наши красивые разноцветные ленточки и посмотрим, что произойдёт!
Ответы.
-Конечно, они отклоняются в сторону. Ребята, это свойство называется : движение воздуха – ветер.
Физминутка.
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны).
Вправо – влево, влево – вправо.
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны).
А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте (прыжки).
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба).
Вот закончилась игра,
Заниматься нам пора (садятся).
- А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?
-Ответы.
-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите, как это называется (словарная работа).
-Колебание.
- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
-Да.
-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух (воздух, выходящий из резиновой игрушки, тоже издаёт звук).
Скажите, а у воздуха есть запах?
- Нет.
- Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?
-Пахнет апельсином.
-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?
-Это корка
-Значит, запах передается по воздуху, и мы его чувствуем.
Подведение итогов:
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?
-Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть, поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается, с воздухом ещё можно и поиграть, а помогут нам в этом мыльные пузыри.
В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем через кольцо, побывавшее в пене, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.
Дети дуют мыльные пузыри, звучит музыка.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детскиц сад «Звёздочка»
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе
Выполнила:
воспитатель
Билецкая С. Б.
г. о. г. Шахунья
2016 год