Надежда Антонова
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию «Свойства воздуха» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать экологическую воспитанность у дошкольников. Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
1. формировать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; продолжать знакомить со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий и т. д., значением для всего живого; способствовать развитию умения самостоятельно делать выводы; развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением; использовать слова, отражающие меру качества того или иного признака.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию „Свойства воздуха“ в средней группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; самостоятельность, наблюдательность, любознательность; быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.
3. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; аккуратность при выполнении экспериментов; стремление доводить начатое дело до конца, желание помогать другим.
Оборудование: пластмассовые стаканчики, чашки для воды, трубочки, фартуки, салфетки, воздушные шарики, мольберт.
Демонстрационный материал: вода, бумага, камешки, чеснок, корка апельсина, карточки «Алгоритм последовательности проведения опытов» 3 шт.
Раздаточный материал: фартуки, салфетки, трубочки, чашки для воды и воздушные шарики (по количеству детей).
Словарная работа: «бесцветный», «прозрачный», «долька», «корка».
Предварительная работа: проведение экспериментов с водой; рассматривание картинок с изображением явление природы, их роли; чтение стихов о явлениях природы.
Методические приё мы:
• игровой - игровые действия и задания;
• словесный - обобщающая беседа, вопросы по содержанию, объяснение,
комментирование, указание, пояснение, рассказывание самими детьми,
индивидуальные и хоровые повторения, образец правильной речи, педагогическая
оценка;
• наглядный - комментирование наглядного материала;
• практический – речевые упражнения, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, сочетание речевых ответов с практическими действиями, самостоятельная работа, самоконтроль.
Ход:
Психогимнастика: «Ветерок»
Воспитатель: Ребята, поднимите руки вверх, представьте, что вы деревья и ветерок обдувает ваши веточки, ваши пальчики. Посмотрите, друг другу в глазки, улыбнитесь и предайте свое хорошее настроение соседу.
Воспитатель: Заунывший ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей рябой и пестрый
За листком летит листок,
И струей сухой и острой,
Набегает холодок.
Н. Некрасов.
Воспитатель: Что находится вокруг нас? Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали? Как он возник? (ответы детей). Значит, что же находится вокруг нас? Отгадайте загадку:
«Без рук, без ног, а ворота отворяет». (Ветер)
«Неизвестно, где живет, полетит – деревья гнёт» (Ветер.)
В группу вбегает Карлсон.
Воспитатель: Кого же к нам ветром занесло?
Карлсон: Меня – самого красивого и доброго Карсончика. Я к вам в гости прилетел.
Воспитатель: А мы здесь с детьми играем. Если хочешь, садись рядом с детьми, и ты узнаешь много нового и интересного.
Карлсон: Я и так все знаю!
Воспитатель: Посмотрим. Сегодня мы поговорим о воздухе. Скажите, вы видите воздух вокруг нас? Значит, какой воздух? (ответы детей).
Карлсон: Какой такой воздух? Где вы его увидели?
Опыты с воздухом :
а) «Воздух не имеет запаха, но сохраняет и передаёт запахи разных веществ».
Воспитатель: Возьми лист бумаги и помаши перед собой. Что ты чувствуешь? Ребята, что это за ветерок? Скажите, а у воздуха есть запах? (ответы детей).
Карлсон: А вот и есть! Я всегда чувствую, когда пахнет вареньем, и без труда его нахожу.
Воспитатель: Дети, верно, сказали: воздух действительно не имеет запаха. А прав ли Карлсон, мы сейчас проверим. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете? Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат? (ответы детей).
Воспитатель отходит от детей подальше и давит дольку чеснока.
Воспитатель: Вы чувствуете запах? Чем пахнет? Как вы поняли, что пахнет чесноком? Значит, запах передается по воздуху. И Карлсон был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах варенья. Скажите еще раз, воздух имеет запах? Как же мы чувствуем запахи? (ответы детей).
Воспитатель: А каким органом тела мы чувствует запахи? Значит, мы чувствуем запах носом, т. е. обонянием? Какие ещё органы чувств вы знаете? (ответы детей).
б) «Воздух внутри нас».
Воспитатель: Как вы думаете: есть ли воздух внутри нас? Давайте проверим. Возьмите трубочки и подуйте, опустив её в стаканчик с водой. Что же происходит?
Карлсон: Я, я, я знаю! В стакане поднялась сильная буря! (ответы детей).
Воспитатель: Откуда они взялись? Значит, внутри нас тоже есть воздух? (ответы детей).
Физкультминутка «Ветерок».
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы (руки вверх, наклоны).
Вправо – влево, влево – право
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны).
А теперь давайте вместе
Все попрыгает на месте (прыжки на обеих ногах).
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте).
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора (садятся за столы).
Воспитатель: Ребята, давайте вместе сделаем опыт с водой.
«Правила работы с водой». (ОБЖ)
Коль с водой имеешь дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду не беда.
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог.
И не кто, здесь не промок.
в) «Фокус с воздухом и водой».
Воспитатель: Возьмите маленькие стаканчики. В них что-нибудь есть? Переверните стаканчики вверх дном и опустите их в большие стаканы с водой. Вода попадает в маленькие стаканчики? Почему? Что мешает воде? Что её не пускает? (ответы детей).
Воспитатель: В маленьком стаканчике находится воздух, который не дает воде занять место.
Карлсон: Вот так фокус! Я думал, что стакан пустой, а в нём, оказывается, есть воздух, и даже вода не может попасть в стакан.
г) «Что тяжелее?».
Воспитатель: Бросьте – аккуратно – камешек в воду. Что произошло? Почему он утонул? Что тяжелее воды? Почему вы так считаете? Скажите, а что тяжелее – вода или воздух? Как это проверить? Давайте попробуем пустой стакан опустить в стакан с водой. Что происходит? Почему? А сейчас подуйте в трубочку, опущенную в воду. Что происходит? Почему они не тонут? Скажите, человек может существовать без воздуха? Почему? (ответы детей).
д) «Воздух очень нужен нам».
Карлсон: Подумаешь, воздух! Я легко смогу обойтись без воздуха. Зачем он нужен!
Воспитатель: Давайте проверим: может быть, Карлсон прав? Наберите, побольше воздуха и попробуем не дышать, хотя бы не долго (дети пробуют не дышать). А теперь ты, Карлсон, сделай тоже. Мы вместе с детьми посчитаем, сколько Карлсон сможет не дышать.
Карлсон: (зажимает нос, не дышит). Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха и, правда, жить невозможно!
Воспитатель: Скажите, кто не может жить без воздуха? (ответы детей). Карлсон, а ты сможешь летать, если не будет воздуха?
Карлсон: Ну и вопрос! Конечно, не смогу. Мой пропеллер разгоняет воздух, поэтому я летаю.
Упражнение на дыхание «Шары».
Анализ занятия
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе. Воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха – только передает чужие запахи. Воздух легче воды. Он нужен для жизни людям, животным, растениям.
Карлсон: А мне воздух нужен ещё и для моего пропеллера, чтобы летать. За такой интересный рассказ я каждому подарю по воздушному шарику
Упражнение на дыхание «Шарики»
Карлсон: Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе так много интересного. Полечу скорее к Малышу и расскажу ему обо всем! До свидания!
Правила по окончании работы:
Ты работу завершил?
Все на место положил?
Литература:
1. «Дошкольное воспитание» - № 5, 2008.
2. «Добро пожаловать в экологию!» - СПб. : «Детство ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2006.
3. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. – М, 1991.
4. Программа экологического образования детей «Мы». Азбука экологии. – СПб, 1996.
5. М. В. Лучич. Детям о природе. – М, 1989.
6. Т. И. Гризик. Познаю мир. – М: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2003.
7. М. Ш. Филипченко. 555 шарад. – Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2003.
8. О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. Физкультурные минутки. – М. : АСТ. – Транзиткнига, 2006.