Елена Николаева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: В гостях у волшебника и фокусника (Дифференциация звуков [В]-[Ф] в слогах, словах, предложениях.
Цель: формирование умения у детей различать согласные звуки [В] и [Ф] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
Упражнять детей в различении звуков [В] — [Ф] в слогах, словах, предложениях.
Закреплять умение соотносить звук и букву.
Отрабатывать умение давать характеристику звуков, делить слова на слоги.
Совершенствовать практические умения и навыки.
Коррекционно-развивающие:
Развивать:
- фонематические процессы;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- слуховое и зрительное восприятие, внимание, память;
- мышление;
Активизировать мышцы лица ребёнка.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения, желание оказывать помощь.
Воспитывать любознательность, навыки самоконтроля и организованности в работе.
Здоровьесберегающий компонент:
Использование су-джок терапии.
Использование самомассажа.
Методы и приё мы: наглядные, словесные, практические.
Предварительная работа:
Разучивание слов и движений самомассажа лица, чистоговорки, приветствие для гостей.
Оборудование: предметные картинки, цветные символы звуков, слогов, слова для индивидуального звукового анализа, буквы, су-джок мячи, проектор, презентация.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
- Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся друг с другом и гостями.
- Встанем рядышком по кругу,
Скажем здравствуйте друг другу.
Нам здороваться не лень:
«Всем привет и добрый день!»
- Какое время года сейчас?
- Правильно, весна. И сейчас предлагаю вам выполнить самомассаж мышц лица «Весна».
Если тают снег и лёд,
Ручеёк журчит, поёт,
Мишке стало не до сна –
Значит, к нам пришла весна. (Поглаживающие движения.)
Первые капели в полдень зазвенели.
Стал мороз весною слаб,
Снегу жарко: кап, кап, кап. (Постукивающие движения.)
Обогреет всех весна,
Все, кто спал, весной проснутся,
Птицы с юга к нам вернутся. (Спиралевидные движения.)
Землю солнышко согреет и трава зазеленеет.
День весенний стал длиннее, небо ярче и синее. (Поглаживающие движения.)
II. Основная часть.
- Ребята, хотите послушать интересную историю?
- На лесной полянке стояли два домика. (слайд) Жили в них два весё лых человечка: волшебник и фокусник. (слайд)
- Кто такой волшебник? (сказочный персонаж, который творит чудеса с помощью волшебных предметов или заклинаний)
- Кто такой фокусник? (реальный человек, который показывает фокусы с помощью ловкости рук и необычных предметов)
- Оба человечка были добрые, весёлые, но постоянно спорили между собой. А спор этот был из-за двух звуков [В] и [Ф]. Волшебник считал, что самым главным и самым красивым является звук [В]. Как вы думаете, почему от так считал (потому что его имя начинается с этого звука). А фокусник считал лучшим звуком звук [Ф]. Почему? Спор длился много лет. И сегодня мы попробуем помирить их. Покажем и расскажем им, что звуки [В] и [Ф] важны и нужны, и мы умеем их различать.
- Ребята, давайте сядем и расскажем нашим героям об этих звуках. Какой звук [В]? (Звук [В] – согласный, звонкий, твёрдый; отмечаем синим фонариком; при произнесении верхние передние зубы приближены к нижней губе.) Звук [В] обозначаем буквой В. Стихотворение о букве. (слайд)
- А звук [Ф]? (Звук [Ф] - согласный, глухой, твёрдый; отмечаем синим фонариком; при произнесении верхние передние зубы приближены к нижней губе.) Звук [Ф] обозначаем буквой Ф. Стихотворение о букве. (слайд)
- Чем похожи эти звуки? (Они согласные, твёрдые.)
- Чем отличаются? (Звук [В]-звонкий, [Ф]-глухой.)
- Правильно.
- Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы различаете звуки [В], [Ф]. Игра «Поймай звук».
-Нужно громко хлопнуть в ладоши, если услышишь звук [В], и топнуть, услышав [Ф]. Звук [Ф] - глухой согласный, поэтому топаем тихо.
Звуки: [В], [Ф], [В], [Б], [Ф], [Д], [Ф], [Ф], [В].
- А теперь играем со слогами: ва, ву, фо, фы, вы, фы, ва, фа.
- Молодцы, вы правильно услышали звуки. Садимся.
Фокусник любит петь песенку: «Фа-фо-фу-фы», а волшебник: «Ва-во-ву-вы». Когда они выходят из домиков своих и начинают петь, песенки их соединяются. Игра «Повтори песенку» :
Фа-ва-фа
Во-фо-во
Вы-фы-вы
Ву-фу-ву
Фу-ву-фу
Ва-ва-фа
- Молодцы.
Волшебник с фокусником ссорятся из-за звуков, а звуки [В]-[Ф] начинают шалить и убегают из слов. Вот и сейчас потерялся первый звук в словах, нужно определить, [В] или [Ф]. Игра «Потерялся первый звук [В] или [Ф]».
…асоль
…амилия
…акел
…антик
…утбол
…окус
…антазия
…аленки
…олосы
…олк
…ышка
…агон
…арежка
…осемь
…ундук
- Вы правильно назвали все слова, но теперь из слов пропали слоги ВЫ, ФЫ. Поможем?
Игра «Доскажи словечко, добавив слог ВЫ или ФЫ».
голь. .
уда. .
шка. .
заба. .
бук. .
тра. .
сей. .
коро…
шар. .
голь. .
жира. .
штра. .
- Молодцы, помогли словам.
- У волшебника и фокусника сегодня день рождения. (слайд) Будет много гостей, все принесут подарки. И у вас на столе есть для них подарки. Подумайте, кому вы подарите. В названии подарка для волшебника мы слышим звонкий звук [В], а в названии подарка для фокусника – глухой [Ф] : валенки, варежки, ванна, кровать, ваза, диван, тыква, магнитофон, шкаф, фотоаппарат, кофта, фартук, фломастеры, телефон, шарф. (Картинки прикрепляем на магнитную доску.)
- Фокусник к дню рождения получил посылку, а в ней: (слайд)
Кофта, туфли, сова, телефон. (слайд) Что лишнее по наличию звуков [В], [Ф]?
- Волшебник тоже получил посылку:
Волк, фонарик, василёк, восемь. (слайд) Что лишнее и почему?
- Звуки решили показать, что и звук [В] и звук [Ф] важны и нужны. И придумали игру, в которой вместо глухого согласного [Ф] в слова становится звонкий [В], и получаются новые слова. Станем тоже волшебниками и поиграем со словами?
Фаня – Ваня
Фаза – ваза
Фон – вон
Фата – вата
Софа-сова
Грифы – гривы.
Волшебник и фокусник по утрам делают зарядку. Давайте тоже немного разомнёмся.
Руки в стороны - в кулачок,
Разжимаем - и на бочок.
Правая рука вверх,
Левая рука вверх,
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук, тук, тук – сделали большой круг.
- В гости к волшебнику прилетели знакомые совы, они стали невидимыми, и попросили их расколдовать. Для этого нужно выполнить звуко-буквенный анализ слова СОВЫ. Поможем?
С О В Ы
- Вы правильно всё сделали, и прилетели совы. (слайд)
Но тут пришёл фокусник, посмотрел на слово и поменял В на Ф. Дети меняют В на Ф, читают (на слайде вместо сов появляются софы) сравнивают слова, делают вывод, что в звуковой схеме ничего менять не нужно.
- И сейчас мы вспомним чистоговорку про сову и софу с мячиком су-джок.
Ва-ва-ва – на суку сидит сова.
Фа-фа-фа - у стены стоит софа.
Вы-вы-вы – есть совята у совы.
Фы-фы-фы – сяду я на край софы.
- Помирились волшебник и фокусник и больше никогда не ссорились. Они поняли, что оба эти звука важны и нужны. Вы показали, что различаете эти звуки. И пригласил волшебник фокусника в гости. (слайд) И устроили они игру, кто правильно произнесёт скороговорку.
Фаня в гостях у Вани.
У Вани в гостях Фаня.
Дети повторяют скороговорку сначала медленно и тихо, затем быстро.
Заключительная часть.
- Если вам понравилось занятие и у вас всё получалось, возьмите и покажите смеющееся солнышко. Если понравилось, но не всё получалось – солнышко за тучкой.