Галина Санатулина
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
на тему «Осень»
в старшей разновозрастной группе «Буратино»
Тема дня: «Осенняя пора»
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Задачи:
-закреплять представления детей о слове; закреплять умение интонационно выделять звук в слове, различать на слух твёрдые мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове («Речевое развитие»);
-развивать умение детей перестраиваться в колонну по два; упражнять в непрерывном беге до 1 мин; развивать умение ходить приставным шагом по гимнастической скамейке; упражнять в перепрыгивании через шнуры и перебрасывании мяча («Физическое развитие»);
-развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение
Е. Трутневой «Осень», передавая интонационно спокойную грусть осенней природы, продолжать развивать поэтический слух детей («Художественно – эстетическое развитие»).
Методы и приё мы:
1. Словесный: чтение стихотворения, вопросы.
2. Наглядный: рассматривание рисунков, иллюстраций, картинок.
3. Практический: сюрпризный момент, игра.
Материалы и оборудование:
-наглядные материалы: мяч, фланелеграф, картинки с изображением лимона, вишни, пирамидки, лампы, волка, парохода, коробка, книга, детские рисунки на тему «Золотая осень», иллюстрации на тему «Берёзка в золотом осеннем убранстве»;
-раздаточный материал – разноцветные фишки;
-физические пособия.
Логика образовательной деятельности :
Воспитатель предлагает детям поиграть.
Игра в слова. На столе у детей по 5-6 фишек. Воспитатель предлагает «собрать» в корзину разные слова. Для этого нужно вспомнить какое-нибудь слово, например, цветок, и положить в корзину фишку. Дети называют свои слова и «кладут» их в корзину. Затем воспитатель выбирает наиболее яркие по звучанию («звонкие» - звонок, зеркало, «тихие» - мышка, шишка, «громкие» - гром, помидор) и предлагает вслушаться в их звучание.
Игра «Скажи, как я». Дети встают в круг, а воспитатель в середину с мячом. Игра заключается в том, что воспитатель бросает мяч кому-либо из ребят, называя слово с интонационным выделением любого из согласных звуков (ррука, саммолёт, трубба, нножик, домм и т. д.). Ребёнок должен повторить слово так, как его произнёс воспитатель, перебрасывая мяч обратно.
Физкультминутка «Быстро встаньте».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Игра «Большой и маленький «братцы». Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки с изображением лимона, вишни, пирамидки, лампы, волка, парохода и предлагает детям сказать слово лимон так, чтобы все хорошо услышали первый звук: ллимон.
- Какой первый звук в слове ллимон? – «ль». – «Звук (ль)» - маленький «братец», а какой у него большой «братец»? – «(Л)». - Какое слово начинается со звука (Л? – «Ллампа».
Воспитатель снимает с фланелеграфа картинки с лимоном и лампой. Предлагает послушать, а затем сказать, с каких звуков начинаются слова вишня и волк: ввишня, вволк. «(вь)», «(В)». – «Звуки (вь) и (В) – «братцы». Какой из них большой «братец»? – «(В)».
Убираются картинки вишни и волка. Воспитатель, показывая на пирамидку, предлагает назвать, что нарисовано на картинке, и сказать это слово так, чтобы был хорошо слышен первый звук. Ребёнок подчёркивает голосом звук (пь).
Далее воспитатель просит назвать другую картинку пароход так, чтобы все хорошо услышали первый звук в слове. «Пароход», - ребёнок интонационно выделяет звук (П).
- В слове пирамидка первый звук (пь, а в слове пароход первый звук (П). Что можно сказать про эти звуки? – Это звуки «братцы» : звук (пь)» - маленький «братец», звук (П) - большой «братец».
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель сам говорит, что звуки (П) и (пь) – «братцы», а затем спрашивает, который из них маленький, а который большой «братец».
Игра «Назови слово». Дети по заданию воспитателя называют слова со звуком (П) : пароход, пудель, шапка, полка и т. д. Когда названо 10-15 слов, задание меняется: дети называют слова с маленьким «братцем» - звуком (пь) : пион, капитан, пение, пила и т. д. За каждое правильное слово дети получают фишку. В конце игры определяется победитель.
А теперь за победителями пойдём в физкультурный зал.
Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения; перестроение в колонну по одному, ходьба; по сигналу воспитателя перестроение в колонну по два. Ходьба в колонне по два, бег врассыпную, ходьба врассыпную, ходьба в колонне по одному, бег в умеренном темпе до 1 мин.
Общеразвивающие упражнения.
1. И. п. : основная стойка, руки на поясе. 1— шаг вправо, руки через стороны вверх; 2 вернуться в исходное положение. То же влево (З—4 раза).
2. И. п. : ноги врозь, руки на поясе. 1— наклон вправо, левую руку за голову; 2— вернуться в исходное положение. То же в другую сторону (4—6 раз).
3. И. п. : основная стойка, руки на поясе. 1—2—— присесть, руки вынести вперед; 3—4 - вернуться в исходное положение (6 раз).
4. И. п. : сидя ноги вместе, руки в упоре сзади (прямые).
1— поднять вверх-вперед прямые ноги — «угол» (плечи не проналивать); 2— вернуться в исходное положение (5—6 раз).
5. И. п. : стоя на коленях, руки на поясе. 1— поворот туловища вправо, коснуться правой рукой левой пятки; 2— вернуться в исходное положение; 3—4 то же к левой ноге (6 раз).
6. И. п. : лежа на спине, руки за головой. 1— поднять правую прямую ногу, коснуться пальцами носков ног; 2— вернуться в исходное положение; З—4—— то же другой ногой (б—8 раз).
7. И. п. : основная стойка, руки на поясе. На счет 1—4— прыжки на правой ноге; на счет 5—8—— прыжки на левой ноге; 9—12—— прыжки на двух ногах, пауза и повторить еще 2-3 раза.
Основные виды движений
1. Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом, руки на поясе (2—3 раза).
2. Прыжки на двух ногах через шнуры, положенные на расстоянии 50 см один от другого (4—5 шт.) 2—З раза.
3. Бросание мяча двумя руками от груди (по способу баскетбольного броска, стоя в шеренгах на расстоянии З м.
Подвижная игра «Перелет птиц».
Игра малой подвижности «Найди и промолчи».
Дети возвращаются в группу. На стене выставка детских рисунков на тему «Золотая осень», иллюстрации на тему «Берёзка в золотом осеннем убранстве».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки и иллюстрации.
Чтение детям стихотворения Е. Трутневой «Осень»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучках,
Это платье золотое
У березы на плечах
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… летят. летят
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
- Ребята, о каком периоде осени, это стихотворение? (Золотая осень). Как вы это поняли? Отчего на дворе стало светлее вдвое? (Деревья стали золотыми).
- Вспомните, как сказано об осеннем убранстве березки. («Это платье золотое у березки на плечах»). И действительно, березка, как девушка в золотом платьице, стоит модница, летом зеленое платье носила, а осенью – золотое. А может быть, лучше сказать «В золотой шубке»? Почему не лучше?
- Ветер обрывает листья, и они что делают? (Летят, сыплются, шелестят).
- В стихотворении говорится: «Листья сыплются дождем». Подумайте, почему так сказала поэтесса? (Листопад).
Физкультурная минутка с листьями.
Воспитатель повторно читает стихотворение, побуждая детей к запоминанию.
- Как вы думаете, каким голосом нужно прочесть слова «Все летит, должно быть это, улетает наше лето»? Почему немножко грустно?
С конца лета и до самого листопада паучки плетут паутинку, будто хотят задержать листья на деревьях, но ветер уносит вместе с листьями и паучков. Вспомните, как об этом сказано в стихотворении.
- Я прочту стихотворение еще раз. Постарайтесь его запомнить. Заметьте, каким голосом я буду читать. А сейчас стихотворение будете читать вы сами.
Дети читают стихотворение по памяти, если, есть затруднение воспитатель помогает.
После чтение стихотворения воспитатель подходит к рисункам.
Посмотрите на рисунки. Найдите в них то, о чем говорится в стихотворении.
- В стихотворении говорится о золотом наряде, но ведь у осени есть и другие краски. Какие деревья осенью? Красочные, разноцветные. …
- На что похожи осенние листья? Подберите сравнения к слову листья. Листья летят, как… (птицы, парашютики, как будто танцуют). Лист клена похож на… (звездочку, лошадку, лист акации – на… (монетку, лист березки – на… (золотое сердечко). Что делают листья? (Желтеют, облетают, срываются, шелестят, летят, уносятся).
- А если мы хотим сказать, что это уже с листьями случилось, то, как мы скажем? (Пожелтели, облетели).
Молодцы, все хорошо справились с заданием.
Рефлексия.
- С какими «братцами» мы сегодня познакомились?
- Какие чувства навивают стихи про осень?