Анастасия Шаронова
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Земной шар»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила:
Шаронова Анастасия Геннадьевна, воспитатель подготовительной к школе группы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Морозко» п. Приозёрный Надымского района»
Пояснительная записка.
Данный конспект составлен для детей подготовительной к школе группы. Занятие разработано не только для закрепления ранее полученных знаний у детей о земном шаре, но и для совершенствования и получения новых знаний через опытно-экспериментальную деятельность детей.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему „Земной шар“» размещена в разделах
Область занятия: познание, коммуникация.
Тип занятия: формирование целостной картины мира.
Цель: способствовать совершенствованию ранее полученных знаний о земном шаре и получению новых, используя опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- развитие навыков опытно-экспериментальной деятельности;
- закрепление знаний о временах года и времени суток;
- познавательное развитие детей через экспериментальную деятельность
Ход занятия:
Воспитатель держит в руках сообщение SOS и рассказывает детям, что путешественники – мореплаватели не могут вернуться домой и отправили на сушу сигнал SOS, чтобы мы им помогли. Для этого нам надо ответить на вопросы, на которые они не могут найти ответ. Согласны помочь? (Да)
(Воспитатель зачитывает сообщение мореплавателей).
Отправляясь в путь, почему-то мы возвращаемся туда, откуда начали своё путешествие?
Почему же так происходит, как вы думаете? (Выслушиваются предположения детей). Чтобы дать ответ на этот вопрос, давайте проведем небольшой эксперимент.
(Воспитатель проводит с детьми эксперимент «Земля - шар»). У вас на столах лежат небольшие мячи. Возьмите их. А еще нам понадобятся фломастеры. Теперь представьте, что вы путешественники, и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдет все время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будите аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажетесь в той же точке, откуда начали свой путь. Какой же вывод можно сделать из этого? (Что Земля – это шар).
Земля имеет геометрическую объёмную фигуру – шар, как мяч. Для изучения земного шара учёные изобрели модель Земли – глобус. На нём размеры нашей планеты уменьшены в десятки миллионов раз. Глобус – маленькая модель земного шара.
(Дети с воспитателем рассматривают глобус, находят моря, океаны, равнины, горы, пустыни, реки, озёра). Большая часть поверхности глобуса покрыта голубой краской. Как вы думаете, что это означает? (Это вода – моря и океаны).
Зелёный цвет? (Равнины, леса).
Коричневый цвет? (Горы).
Жёлтый цвет? (Пустыни).
Встречаются на суше голубые пятнышки и ниточки, что это? (Реки и озёра).
Молодцы ребята! А попробуйте отгадать загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Молодцы ребята, с первым вопросом вы справились! Какой же еще вопрос интересует мореплавателей?
(Воспитатель зачитывает сообщение мореплавателей).
Мы путешествуем только днём, потому что ночью темно и ничего не видно, можно ли сделать так, чтобы всегда был день?
Все знают, что днём светло, а ночью темно. Ребята, задумывались ли вы над тем, почему день сменяется ночью, а потом снова приходит день? (Выслушиваются предположения детей).
Чтобы дать ответ на этот вопрос, давайте проведем небольшой эксперимент.
(Воспитатель проводит с детьми «Эксперимент с глобусом и лампой»).
Ребята, представьте, что лампа – это Солнце, а глобус – это Земля. Давайте отметим на глобусе наш поселок (прикрепить звездочку). Эта звездочка показывает место, где мы живём на Земле. Оно сейчас освещено? (Да). Значит у нас в посёлке сейчас день. Вы знаете, что планета Земля имеет форму шара. Она постоянно вращается вокруг своей оси, как волчок, только очень медленно. (При вращении глобуса дети определяют, какое время суток в посёлке в данный момент).
Как вы думаете, ребята, можно ли сделать так, чтобы всегда был день? (Выслушиваются высказывания).
Физминутка «Ракета».
Устали? Давайте маленько разомнёмся и полетаем.
Раз, два – стоит ракета. (руки вверх)
Три, четыре – самолёт. (руки в стороны)
Раз, два – хлопок в ладоши, (два хлопка в ладоши)
А теперь на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре – (четыре хлопка в ладоши)
Руки выше, плечи шире. (тянут руки вверх и в стороны)
Раз, два, три, четыре – (четыре хлопка в ладоши)
И немного походили. (ходьба на месте)
Ребята, вы умеете определять время суток и значит легко должны справиться с этой игрой.
(Воспитатель проводит дидактическую игру «Какое время суток?»). У вас на столах есть листочки с изображением частей суток, пронумеруйте картинки по порядку.
Молодцы ребята! Вы дали ответ мореплавателям и на второй вопрос. Остался последний вопрос.
(Воспитатель зачитывает сообщение мореплавателей).
Мы не можем путешествовать зимой, потому что очень холодно и многие реки замерзают. Можно ли сделать так, чтобы всегда было жаркое лето?
Ребята, как вы думаете, это возможно? (Выслушиваются предположения детей).
Чтобы дать правильный ответ на этот вопрос, обратите внимание на доску. (Рассказ воспитателя сопровождается наглядным показом вращения Земли вокруг Солнца).
Ребята, наша Земля вращается не только вокруг своей оси, она движется и вокруг Солнца. Солнце дарит нам не только свет, но и тепло. Но вращается она не по кругу, а описывает овал. Земля то отдаляется, то приближается к Солнцу. И там, где расстояние до солнца минимальное, наступает лето. Потом Земля отдаляется и начинается осень. Еще дальше становится холоднее и приходит зима. Но потом Земля обязательно возвращается ближе к Солнцу, становится теплее и наступает весна. За год Земля успевает сделать вокруг Солнца только один оборот. Уж очень это большой путь!
(Воспитатель проводит дидактическую игру «Когда это бывает?»).
А теперь давайте поиграем в игру! Я буду называть время года, а вы ответите, что бывает в это время года и что тогда делают люди. Например, я скажу: «Весна» - и положу мячик Жене, а Женя вспомнит и скажет, что бывает весной, например: «Весной тает снег». Потом он передаст мячик рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне. (Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами).
Ребята, вы дали путешественникам – мореплавателям ответы на все вопросы. Давайте вспомним:
- что вам помогло узнать, почему мореплаватели всегда возвращались на то место, откуда начинали свое путешествие? (Выслушиваются ответы детей). (Провели эксперимент с мячом и фломастером и определили, что Земля – это шар).
- а что вам помогло узнать, почему день сменяется ночью, а потом снова приходит день? (Провели эксперимент с лампой и глобусом, где свет лампы падал на глобус, там был день. Земля кружится вокруг своей оси, таким образом, когда она отворачивается от Солнца, то наступает ночь).
- почему на Земле за один год 4 раза меняется время года? (Земля вращается не только вокруг своей оси, но и вокруг Солнца, описывая овал. Чем ближе она к Солнцу тем теплее время года).
Молодцы ребята, я уверенна ваши знания пригодятся путешественникам-мореплавателям.
Используемая литература:
1. Венгер Л. А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя детского сада. М., 1989.
2. Паникова Е. А., Инкина В. В. Беседы о космосе. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
3. Тестовые задания для детей. 6-7 лет. Развитие речи. – М. : ООО «Хатбер – пресс», 2007.