Татьяна Шитикова
«Осень». Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Осень.
Цель: Продолжать расширять и уточнять представления детей о сезонных изменениях
в природе.
Образовательные :
• Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени.
• Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы.
• Познакомить со значением слова «экебана», с несклоняемым существительным «пальто».
Развивающие:
• Продолжать формировать навыки работы с блоками Дьенеша.
• Формировать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.
Публикация «„Осень“, Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
• Упражнять в образовании прилагательных от существительных, подборе определений к предлагаемому слову.
• Формировать умение употреблять формы родительного падежа следующих слов: «ботинки», «носки», «тапочки», «перчатки».
Воспитательные:
• Формировать субъектные проявления: навыки сотрудничества, доброжелательность, самостоятельность.
• Воспитывать здоровьесберегающее поведение.
Оборудование и материалы: круг, разделенный на четыре сектора разного цвета; 12 картинок с изображением 4 времен года (по 3 картинки с изображением каждого времени года); мольберт, схема для составления рассказа о времени года; магниты, указка; блоки Дьенеша, карточки-схемы для блоков Дьенеша, схема автобуса; ноутбук; мультимедийная установка; тазы с холодной водой; по паре резиновых перчаток на каждого ребенка и по одной шерстяной перчатке; полотенца; музыка П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»; клей-карандаш; салфетки по количеству детей; осенние листья, вырезанные из бумаги (березовые, осиновые, рябиновые, кленовые, дубовые); ваза на бумаге формата А-2, подготовленная детьми заранее; звезды желтого и зеленого цвета.
Предварительная работа: наблюдения в природе; ведение календаря природы; работа по мнемотаблицам; чтение произведений об осени; рассматривание картин, иллюстраций, слайдовых презентаций; составление рассказов; слушание музыкальных произведений; игры с блоками Дьенеша; разучивание пословиц об осени и здоровье.
Методические приемы: вопросы к детям; художественное слово; игра «Найди свою группу»; рассказывание с использованием схемы; работа с блоками Дьенеша, карточками-схемами, схемой; речевое упражнение «Закончи предложение», «С какого дерева лист?»; использование презентации «Оденемся на прогулку»; знакомство с неизменяемым словом «пальто» и новым словом «экебана»; экспериментальная деятельность; проговаривание пословиц о здоровье; физминутка; музыка; упражнение в подборе определений к слову «дождь»; самостоятельная деятельность детей по созданию осеннего букета; рефлексия.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня в руках большой круг. Что он вам напоминает? (Ответы детей.) А знаете ли вы, что давным-давно, в старинные времена, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по Солнцу? Отсюда и название круглый год.
Наше годовое колесо, или круглый год, разделено на четыре разноцветные части. Как вы думаете, почему? Что обозначают эти четыре разноцветные части? (Ответы детей.) Правильно, это четыре времени года. Вспомните их названия. (Ответы детей.)
А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Найди свою группу». Возьмите со стола картинки. Рассмотрите их внимательно и подумайте, каким образом вы могли бы разделиться на группы. Выполняйте задание.
(На столе лежат 12 картинок с изображением четырех времен года. Рубашки у картинок одинакового цвета. На каждое время года подобрано по 3 картинки.)
Воспитатель: Скажите, по какому принципу вы разделились на группы и как бы вы назвали свои группы? (Ответы детей.)
У каждого времени года свои приметы. Послушайте загадку и отгадайте, о каком сезоне идет речь:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я … (Осень.)
Воспитатель: С загадкой вы справились легко. Теперь вам нужно рассказать о характерных признаках осени. В этом вам поможет схема. (Дети рассказывают о признаках осени, опираясь на схему.)
Воспитатель: Сегодня я предлагаю, отправиться на воображаемую прогулку в осенний парк. Как мы можем отправиться в парк. (Ответы детей.) На чем мы можем поехать на прогулку в парк? (Ответы детей.) Как назвать все перечисленное одним словом? Правильно, транспорт, а точнее городской транспорт. Так что же мы выберем в качестве средства передвижения, чтобы всем вместе отправиться на прогулку в парк? Почему? (Ответы детей.)
Посмотрите, у меня есть схема автобуса. Чтобы его построить вам придется расшифровать информацию о строительных деталях. Кто догадался, из какого строительного материала будем строить автобус? (Ответы детей.)
Каждому из вас необходимо внимательно изучить зашифрованную информацию о строительном блоке, найти его и определить его место, на схеме опираясь на шифр.
(Дети выполняют задание. Воспитатель просит нескольких детей назвать характеристики используемых блоков в постройке.)
Воспитатель: Хорошо, вы все замечательно потрудились. Но прежде чем отправиться на прогулку в парк, мы должны одеться. Я буду рассказывать, а вы - помогать.
(Воспитатель составляет свой рассказ в повествовательной форме, оставляя паузы для реплик детей и используя экран для показа картинок.)
«Стали дети собираться на прогулку. Миша надел …шапку, …свитер, …шарф. Но забыл снять …тапочки и остался без …носков и …сапог. А Соня пошла на прогулку в …пальто. Лиза не может найти своих …ботинок. Валя уже сняла …тапочки и не убрала их в шкафчик. Наверное, после прогулки она не сможет найти …тапочек. Утром Артем по дороге в детский сад попал под дождь. У него промокли …брюки. Артем расстроен: он не может пойти на прогулку без …брюк. Хорошо, что в шкафу у него есть …комбинезон. А Данил напоминает друзьям: «Не выходите на прогулку без …шапочек, …шарфов и …перчаток».
Воспитатель: Я хочу обратить ваше внимание на слово «пальто». В нашем рассказе оно было. Это необычное слово. Оно не изменяется. Послушайте, как мы говорим:
Красивая куртка – красивое пальто.
Он ушел без куртки – он ушел без пальто.
Она сняла куртку – она сняла пальто.
Ему тепло в куртке – ему тепло в пальто.
Оля хвасталась новой курткой - Оля хвасталась новым пальто.
Как видите слово «куртка» изменяется в разных высказываниях, а слово «пальто» всегда остается неизменным. Запомните это.
Воспитатель: Ребята, рассказывая о приметах осени, вы сказали, что это дождливое время года. Какую обувь лучше носить в этот сезон и почему? (Ответы детей.)
Какие дожди бывают осенью? (Ответы детей.) Вы знаете, я заметила, что некоторые из вас собираясь на прогулку и надевая резиновую обувь, не надевают теплых носков. Давайте проверим, почему это необходимо делать?
Проведение эксперимента.
Воспитатель: Разделитесь снова на подгруппы. Подойдите к столам. На столе вы видите таз с холодной водой и перчатки. Какие перчатки лежат у вас на столах? (Ответы детей.) Вам нужно будет надеть на правую руку шерстяную перчатку, а сверху резиновую. На левую - только резиновую. Надевайте. Теперь опустите руки в таз и подержите их в тазу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.)
Какая рука у вас замерзла и почему? (Ответы детей.) Можно ли осень носить резиновую обувь без теплых носков? (Ответы детей.) Если вы не будете надевать теплых носков в резиновую обувь, что может произойти? (Ответы детей.)
Недаром есть русская народная пословица: береги платье снова, а здоровье - смолоду. Вы, пожалуйста, об этом помните! А какие вы знаете пословицы о здоровье? (Ответы детей.)
Воспитатель: Вот мы и готовы отправиться на воображаемую прогулку в осенний парк. Рассаживайтесь в автобус.
Физминутка ( дети имитируют действия людей в автобусе: сидят, стоят, держась за поручни, смотрят в окна направо и налево, передают билеты, едут по кочкам.)
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый осенний парк. (Музыкальное сопровождение.) Так и хочется вспомнить слова поэта Ивана Бунина: «Лес, точно терем расписной лиловый, золотой, багряный…» А сколько листьев опавших под ногами. Я нашла листья рябины. Если листья упали с рябины, как можно по-другому сказать, какие они? (Рябиновые.)
А вот листья березы (воспитатель побуждает к ответу детей) - … березовые.
Листья осины - …осиновые.
Листья клена - …кленовые.
Листья дуба -…дубовые. (Индивидуальные ответы нескольких детей.)
Осенью растения словно прощаются, радуя нас своим красочным осенним нарядом. И нам жаль, что такая красота уходит от нас. А можем ли мы сохранить часть осенней красоты? И как? (Ответы детей.) Я предлагаю вам составить осенний букет из разноцветных листьев. Ваза для букета уже готова. Красиво поставить цветы или растения в вазу не просто, это настоящее искусство. В Японии, например, существует общепризнанное искусство составления букетов. Оно называется «икебана».
Вот и вы сейчас попробуете составить красивый осенний букет. Можете приступать к работе.
Дети самостоятельно составляют осенний букет из листьев.
Воспитатель: Я вижу, что букет у вас получился замечательный. Заберем его с собою в детский сад и будем еще долго им любоваться. Скажи, Дима, какие листья в букете? (Ответ ребенка.) Яна, с каких деревьев листья в букете? (Ответ ребенка.) Ну что же, все скорее в автобус. Сегодня мы с вами побывали на воображаемой прогулке в осеннем парке. Но по ходу этой прогулки вы выполняли задания. Если вы легко справились со всеми заданиями, то вам нужно будет взять зеленую звездочку, а если вы испытывали затруднения при выполнении заданий, то вы берете желтую звездочку. Подумайте, какую звезду вы возьмете. (Дети выбирают звезды.)
Воспитатель: Теперь мы можем украсить раздевалку красивым осенним букетом.
Литература:
О. А. Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Часть 1». – М. : «Издательство Скрипторий 2000», 2004.