МААМ-картинки

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «В гостях у хохломы»

Котова Ирина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «В гостях у хохломы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

художественно- эстетическому развитию

«В гостях у хохломы».

Подготовительная группа

Цель:

- Закрепить представления детей о производстве и росписи хохломских

изделий, знание названий элементов хохломской росписи.

Задачи:

- Совершенствование умения при самостоятельном составлении

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию „В гостях у хохломы“» размещена в разделах

декоративной композиции, на основе использовать характерные для них

элементы узора и цветовую гамму.

-Закреплять умение рисовать концом кисти и всем ворсом, использовать

элементы хохломской росписи.

Оборудование демонстрационное: Мультимедиа, магнитофон, диск с

записями русских народных мелодий, иллюстрации, изделия хохломских

мастеров, образцы выполнения элементов хохломской росписи; раздаточное:

заготовки для выкладывания композиции (картонные блюда, ложки, вазы, элементы росписи); кисти, гуашь. клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как в НОД, так и в самостоятельной деятельности. Знакомство детей с историей возникновения и алгоритмом изготовления хохломских изделий. Проводили познавательные беседы и расписывали изделия из хохломы. Просмотр фильма «Золотая хохлома».

Ход образовательной деятельности

Дети с воспитателем входят в зал:

Воспитатель:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по народному творчеству.

Подходят к столу к где ранее расставлены изделия хохломских мастеров.

Матрешка (Девочка, одетая в сарафан, сидит за столом. На экране

2слайд.) :

– Здравствуйте, дорогие гости,

пожалуйте к нам в гости.

Ближе подходите

Товар мой поглядите. (посмотрите)

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Воспитатель: Здравствуй, Матрешка. Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются? (дымковские и гжельские изделия и т. д.)

Воспитатель проводит дидактическую игру.

Дидактическая игра:

Разделите их по группам. Рассмотрите внимательно,

найдите похожие. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную

группу. Рассмотрим знакомые нам изделия (Хохломские). Что общего у них, что их

объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья,

декоративные цветы, «травка», веточки). Что отличает от изделий других групп?

(хохломские изделия сделаны из дерева, а остальные из глины и фарфора.

Хохломские - на черном и желтом фонах узорами украшены, а дымковские и

гжельские на белом фоне).

Воспитатель: Ребята, а вы знакомы хохломской росписью. (Да.) Сейчас, мы с

матрешкой, вас проверим.

Воспитатель: Как же оно начиналось, это удивительное хохломское

художество? (Слайд 3)

Ответ детей: Очень давно, в селе Сёмино и его округе, зародился обычай

украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось

из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну мастерскую.

Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства

деревянных изделий.

И был у них центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар продавать «чудо» посуду. Деревни находились вокруг большого торгового села Хохлома. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Воспитатель: В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее

делают?

Воспитатель проводит дидактическую игру.

Дидактическая игра: «Что сначала, что потом».

(Алгоритм «Последовательность изготовления хохломских изделий»)

1. Мастер вырезает из дерева заготовку («белье») - будущую чашу.

2. Грунтуют – покрывают тонким слоем глины.

3. Сушат в печи.

4. Покрывают несколько раз олифой.

5. Покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

6. Художник мягкой кистью рисует орнамент.

7. Покрывают изделие специальным лаком.

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный золотой цвет. Так возникло название «Золотая Хохлома».

Воспитатель: Оказывается, это совсем непросто.

Матрешка: Какие цвета красок используют хохломские мастерицы?

(Мастерицы рисуют на черном фоне желтой, красной и зеленой красками, а на

желтом – красной, зеленой и черной.) (Слайд4)

Воспитатель: Как называются основные элементы хохломской росписи?

(Завиток, капельки, травка, кустик, усики, осочки, ягоды, листья) Найдите и

покажите. -эти элементы (Слайд5,6,7).

Воспитатель: Какой главный элемент? (Завиток)

Физкультминутка:

Терем, терем, теремок,

Он не низок, не высок.

Расписные здесь завалинки,

С хохломским узором ставенки,

Солнце светит поутру,

Звери к терему идут.

Вот идет лисичка, рыжая сестричка.

Следом скачет зайка, зайка попрыгайка.

А за ними шел медведь,

Тише, тише не шуметь!

Воспитатель: Посмотрите, на эти необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши. В зависимости от формы предмета меняется композиция узора.

На миске и стакане стебель-криуль мягко огибает все изделие, и от него верх и вниз отходят листья и ягоды, травки.

А на блюде узор располагается по–иному. Посмотрите и определите, как располагается узор? (В середине элементы более крупные, а по краям проходит узкая кайма).

Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и

украсим изделия узорами. (Воспитатель предлагает детям выбрать себе заготовку и напоминает, что надо учесть: форму предмета для составления композиции;

цвет элементов в зависимости от фона изделия (надо быть внимательными и взять те цвета, которые не будут сливаться с фоном);

ягоды рябины, смородины, брусники- рисуют методом тычка, а остальные

ягоды – концом обычной мягкой кисти;

рисовать элементы надо концом кисти тонко и легко, держа кисть перпендикулярно листу;

начинать узор надо с ветки-криуля, которая будет изгибаться и опоясывать изделия;

завитки имеют одинаковую длину и закручиваются то верх, то вниз.

А теперь вы сами и матрешка самостоятельно как мастера попробуете расписать на заготовках хохломские узоры. (Садятся за столы и начинают рисовать. Звучит народная музыка. На экране слайд 6 - элементы росписи)

Физкультминутка. «Бабка сеяла горох» или…

(следуя словам выполняем движения)

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Матрешка: Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия.

Воспитатель просит рассмотреть свои работы и отметить правильно ли выполнены элементы, красиво ли расположен узор, не сливаются ли краски с фоном, аккуратно ли сделана работа. (ответы детей) Кто может рассказать стихи о хохломе?

Ребенок :

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней наша хохлома.

Ребенок:

Ягоды и листья в «кудрину» сплелись,

И «кривуля» травкой яркой убралась.

И на фоне черном, и на фоне красном

Золото и зелень россыпью зажглась.

- Ребята, ваши работы мы отнесем на нашу выставку народного творчества, где будут

любоваться ими все воспитанники дошкольного учреждения и ваши родители. (Слайд 8)

Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Краски осени»Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Краски осени» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 403 г. Челябинска» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по художественно-эстетическому развитию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5г. Павлово «Ласточка» Конспект непрерывной образовательной.

«Подснежники». Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием ИКТ Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием ИКТ в средней групп Тема Подснежники примечания.

Конспект образовательной деятельности по художественно — эстетическому развитию «Смастерили мы скворечник» Конспект ОД. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (Аппликация) Тема: «Смастерили мы скворечник». Вторая младшая.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Аппликация» в средней группеКонспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Аппликация» в средней группе Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе аппликация "Зимний лес". Цель: продолжать.

Конспект организованной образовательной деятельности художественно-эстетическому развитию старших дошкольников КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности художественно- эстетическому развитию старших дошкольников «Снежные узоры» Составила:.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно — эстетическому развитию лепке «Тюльпан» Цель: познакомить с названием цветов; учить работать с пластилином, при составлении композиции, использовать различный материал. Задачи:.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Музыкальное единство» Цель: Познакомить детей с понятием «Единство». Задачи: 1. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на.

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Зимующие птицы» Конспект организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию. " Зимующие птицы" Возраст: 5-6 лет. Группа:.

Сценарий игровой образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3–4 лет «В гостях у сказки» Цель: развивать способность детей испытывать удовольствие от произведений устного народного творчества, радость эмоционального сотрудничества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «В гостях у хохломы»
Опубликовано: 11 июля 2019 в 22:10
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «В гостях у хохломы»» (включая файлы) размещена пользователем Котова Ирина (УИ 106573) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД