Котова Ирина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «В гостях у хохломы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
художественно- эстетическому развитию
«В гостях у хохломы».
Подготовительная группа
Цель:
- Закрепить представления детей о производстве и росписи хохломских
изделий, знание названий элементов хохломской росписи.
Задачи:
- Совершенствование умения при самостоятельном составлении
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию „В гостях у хохломы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
декоративной композиции, на основе использовать характерные для них
элементы узора и цветовую гамму.
-Закреплять умение рисовать концом кисти и всем ворсом, использовать
элементы хохломской росписи.
Оборудование демонстрационное: Мультимедиа, магнитофон, диск с
записями русских народных мелодий, иллюстрации, изделия хохломских
мастеров, образцы выполнения элементов хохломской росписи; раздаточное:
заготовки для выкладывания композиции (картонные блюда, ложки, вазы, элементы росписи); кисти, гуашь. клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как в НОД, так и в самостоятельной деятельности. Знакомство детей с историей возникновения и алгоритмом изготовления хохломских изделий. Проводили познавательные беседы и расписывали изделия из хохломы. Просмотр фильма «Золотая хохлома».
Ход образовательной деятельности
Дети с воспитателем входят в зал:
Воспитатель:
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по народному творчеству.
Подходят к столу к где ранее расставлены изделия хохломских мастеров.
Матрешка (Девочка, одетая в сарафан, сидит за столом. На экране
2слайд.) :
– Здравствуйте, дорогие гости,
пожалуйте к нам в гости.
Ближе подходите
Товар мой поглядите. (посмотрите)
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Воспитатель: Здравствуй, Матрешка. Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются? (дымковские и гжельские изделия и т. д.)
Воспитатель проводит дидактическую игру.
Дидактическая игра:
Разделите их по группам. Рассмотрите внимательно,
найдите похожие. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную
группу. Рассмотрим знакомые нам изделия (Хохломские). Что общего у них, что их
объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья,
декоративные цветы, «травка», веточки). Что отличает от изделий других групп?
(хохломские изделия сделаны из дерева, а остальные из глины и фарфора.
Хохломские - на черном и желтом фонах узорами украшены, а дымковские и
гжельские на белом фоне).
Воспитатель: Ребята, а вы знакомы хохломской росписью. (Да.) Сейчас, мы с
матрешкой, вас проверим.
Воспитатель: Как же оно начиналось, это удивительное хохломское
художество? (Слайд 3)
Ответ детей: Очень давно, в селе Сёмино и его округе, зародился обычай
украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось
из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну мастерскую.
Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства
деревянных изделий.
И был у них центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар продавать «чудо» посуду. Деревни находились вокруг большого торгового села Хохлома. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
Воспитатель: В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее
делают?
Воспитатель проводит дидактическую игру.
Дидактическая игра: «Что сначала, что потом».
(Алгоритм «Последовательность изготовления хохломских изделий»)
1. Мастер вырезает из дерева заготовку («белье») - будущую чашу.
2. Грунтуют – покрывают тонким слоем глины.
3. Сушат в печи.
4. Покрывают несколько раз олифой.
5. Покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.
6. Художник мягкой кистью рисует орнамент.
7. Покрывают изделие специальным лаком.
Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный золотой цвет. Так возникло название «Золотая Хохлома».
Воспитатель: Оказывается, это совсем непросто.
Матрешка: Какие цвета красок используют хохломские мастерицы?
(Мастерицы рисуют на черном фоне желтой, красной и зеленой красками, а на
желтом – красной, зеленой и черной.) (Слайд4)
Воспитатель: Как называются основные элементы хохломской росписи?
(Завиток, капельки, травка, кустик, усики, осочки, ягоды, листья) Найдите и
покажите. -эти элементы (Слайд5,6,7).
Воспитатель: Какой главный элемент? (Завиток)
Физкультминутка:
Терем, терем, теремок,
Он не низок, не высок.
Расписные здесь завалинки,
С хохломским узором ставенки,
Солнце светит поутру,
Звери к терему идут.
Вот идет лисичка, рыжая сестричка.
Следом скачет зайка, зайка попрыгайка.
А за ними шел медведь,
Тише, тише не шуметь!
Воспитатель: Посмотрите, на эти необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши. В зависимости от формы предмета меняется композиция узора.
На миске и стакане стебель-криуль мягко огибает все изделие, и от него верх и вниз отходят листья и ягоды, травки.
А на блюде узор располагается по–иному. Посмотрите и определите, как располагается узор? (В середине элементы более крупные, а по краям проходит узкая кайма).
Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и
украсим изделия узорами. (Воспитатель предлагает детям выбрать себе заготовку и напоминает, что надо учесть: форму предмета для составления композиции;
цвет элементов в зависимости от фона изделия (надо быть внимательными и взять те цвета, которые не будут сливаться с фоном);
ягоды рябины, смородины, брусники- рисуют методом тычка, а остальные
ягоды – концом обычной мягкой кисти;
рисовать элементы надо концом кисти тонко и легко, держа кисть перпендикулярно листу;
начинать узор надо с ветки-криуля, которая будет изгибаться и опоясывать изделия;
завитки имеют одинаковую длину и закручиваются то верх, то вниз.
А теперь вы сами и матрешка самостоятельно как мастера попробуете расписать на заготовках хохломские узоры. (Садятся за столы и начинают рисовать. Звучит народная музыка. На экране слайд 6 - элементы росписи)
Физкультминутка. «Бабка сеяла горох» или…
(следуя словам выполняем движения)
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Матрешка: Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия.
Воспитатель просит рассмотреть свои работы и отметить правильно ли выполнены элементы, красиво ли расположен узор, не сливаются ли краски с фоном, аккуратно ли сделана работа. (ответы детей) Кто может рассказать стихи о хохломе?
Ребенок :
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша хохлома.
Ребенок:
Ягоды и листья в «кудрину» сплелись,
И «кривуля» травкой яркой убралась.
И на фоне черном, и на фоне красном
Золото и зелень россыпью зажглась.
- Ребята, ваши работы мы отнесем на нашу выставку народного творчества, где будут
любоваться ими все воспитанники дошкольного учреждения и ваши родители. (Слайд 8)