Валентина Разживина
Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности «Приключения со звуком [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности на тему «Приключения со звуком /Л/»
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: автоматизация звука /Л/ в слогах, словах, словосочетаниях и простых предложениях.
Задачи: создавать условия для автоматизации звука /Л/,
Закреплять знания о дымковской игрушке,
Способствовать развитию слухового и зрительного внимания, памяти, мышления.
Публикация «Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности „Приключения со звуком [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Предварительная работа: рассмотреть с детьми дымковские игрушки, постановка звука /Л/, автоматизация его в прямых слогах, в начале слова, определение места звука в лове.
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность
Материалы и оборудование: снеговая туча, дымковские лошадки, шумовые баночки, силуэты картинок со звуком /Л/ на листах бумаги, разноцветные овалы на самоклеящейся бумаге, предметные картинки со звуком /Л/.
Ход:
Логопед встречает детей около кабинета:
1. Организационный момент. Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с крупою.
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
Что это? (туча снеговая)
Логопед: верно. Туча от вас что-то прячет, чтобы узнать надо подуть на снежинки, которые из нее сыплются.
(На стене висит изображение тучи и снежинками, которые из нее сыплются)
Дети дуют и замечают «за снежинками» изображения дымковских лошадок.
Дети: это лошадки. Дымковские.
Логопед: Верно, мы уже знакомились с ними на других наших встречах. Это русские народные игрушки, которые украшают особым способом. И сегодня нас вместе с ними ожидают приключения. Нашим попутчиком будет звук, который в начале слова «лошадка».
Дети: звук /Л/
2. Работа на вертикальной поверхности. Логопед: чтобы убедиться, возьмите лошадок и пройдите в кабинет, возьмите маркеры в правую и левую руки и надо соединиться точки, каждая рука идет в своем направлении.
(на стене прикреплены листочки с точками, соединив которые получится буква /Л/, дети рисуют одновременно двумя руками)
Логопед: Вы узнали? Получилась буква, которой мы обозначаем звук /Л/. К приключениям надо подготовиться.
3. Артикуляционная гимнастика (с использованием биоэнергопластики)
Присесть на корточки на паласе.
Упражнение «Лягушка»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем. (пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)
Упражнение «Слонёнок»
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю. (ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.)
Упражнение «Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись. (движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)
Упражнение «Блинчики»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму. (ладони с сомкнутыми пальцами соединяем дуг с другом)
Упражнение «Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки»)
Упражнение «Лошадка»
Я- весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий.
(Рука в горизонтальном положении. Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.)
4. Автоматизация звука /Л/ в прямых слогах. Логопед: я вижу кирпичи, для чего они нам могут понадобиться? Построить домик для лошадок.
Дети: конюшня.
Логопед: чтобы взять кирпич надо произнести слог, который на нем написан. Посмотрите, какой звук нам поможет?
Дети: звук /Л/
Логопед: что надо сделать, чтобы этот звук получился красивым?
Дети: губы улыбаются, язык толкает «заборчик» зубы.
Дети произносят слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.
Логопед: вот и готова конюшня.
Дети поставили лошадок в конюшню.
Логопед с помощью шумовой баночки воспроизводит грохот (дети не видят).
Логопед: Что это?
5. Зрительная гимнастика.
Логопед: не поворачивая головы – посмотрите на право, налево, вверх, вниз. Это надвигается снеговая туча, с которой мы уже встречались. Лошадки чувствуют опасность и покидают свою конюшню. Начинается сильный снегопад.
6. Игра на развитие общей и мелкой моторики. Автоматизация звука /Л/ в начале слова. Дети берут из корзины листы бумаги на которых изображены черно-белые картинки со звуком /Л/, называют и сминают листок в плотный комок, который кидают в конюшню. Она разрушается.
Логопед: что теперь делать, где будут отдыхать наши лошадки?
Дети высказывают свои предложения.
Логопед с помощью шумовой баночки воспроизводит затихающий шум (дети не видят).
Зрительная гимнастика.
Логопед: не поворачивая головы – посмотрите на право, налево, вверх, вниз. Буря миновала.
7. Образование существительных в родительном падеже.
Логопед: надо разбирать завалы. Берите по одному комку, разворачивайте его, говорите: «Нет …называете картинку».
Логопед: чтобы домик получился прочнее надо взять другие кирпичи и называть не просто слоги-части слова, а вспомнить слова с этими слогами.
Дети называют: ложка, ласты, лайка, лапа, луна… (1 кирпичик – ЛУ, 2 кирпичика – ЛО, 3 кирпичика – ЛА)
Логопед: вот и появилась у наших лошадок новая конюшня. А как называется праздник, когда заселяются в новое жильё – новоселье.
Дети: надо пригласить гостей.
Логопед: лошадкам не помешает принарядиться. Чем они украшены?
Дети: полосками и кружочками.
Логопед: мы не забываем, что с нами сегодня звук…
Дети: /Л/
8. Автоматизация звука /Л/ в словосочетаниях. Логопед: в названии каких геометрических фигур есть это звук?
Дети: овал.
Логопед предлагает детям набор разноцветных овалов.
Логопед: украсьте, так чтобы и в названии цвета был этот звук. Называйте чем украшаете.
Дети: белый овал, желтый овал, голубой овал…
9. Игра «Помоги гостям». Определение количества слогов. Логопед: вот и гости. Помогите им не заблудиться, если в названии один слог – на первый этаж, 2 – второй, 3 – третий.
Логопед: гости на месте, можно теперь и поиграть всем вместе.
Дети присаживаются за стол.
10. Игра «Художники». Логопед: Я рассказываю вам историю, а вы ее рисуете.
Рассказ: на луг–большой круг.
Пришла лошадка – рисуем небольшой овал
Поставила палатку – на лугу рисуем «шалашик»
На нее прикрепила флаг – на верхушке палатки рисуем флажок
К ней пришли лось – рисуем веточку.
И лайка – рисуем рогалик.
И они весело стали танцевать ламбаду – нарисовать нотку.
Логопед: вот какая история произошла, а теперь расскажите, что вы нарисовали.
Дети все вместе со взрослым рассказывают, что изображено на рисунке.
Логопед предлагает детям пройти в группу и рассказать еще раз эту историю там.
11. Рефлексия. Логопед: Кто же сегодня были главными героями приключений.
Дети: Дымковские лошадки к ним в гости пришли дымковские солдатик, лодочник и козлик.
Логопед: а какой звук чаще других встречался нам.
Дети: звук /Л/.
Логопед: молодцы, все отлично справились с испытаниями. Но мы еще не рассказали нарисованную историю в группе.