Лучший педагог года

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Русская изба»

Маргарита Баринова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.

Тема: «Русская изба».

Составитель :Баринова М. Ф.

Воспитатель 1 кв. к.

Нижняя Тура, 2019 г.

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Русская изба“» размещена в разделах

Тема: «Русская изба».

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Основная образовательная область : Познание

Интеграция образовательных областей : «Познание»; «Социально- коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Художественно- эстетическое».

Форма проведения: Фронтально.

Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.

Образовательные :

• Познакомить детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.

• Обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугунок, печь, прялка, лапти, самовар).

Развивающие:

• Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций и народных игр.

• Развивать интерес к русскому фольклору.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное отношение к старинным вещам.

Методы: игровые, словесные, практические, наглядные.

Приемы: рассказ, вопросы, дополнения, худ. слово.

Наглядные средства обучения: предметы старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, самовар, прялка); лента для проведения народной игры.

Предварительная работа:

- знакомство с предметами быта русского народа, показ детям иллюстраций ос предметами быта; беседа с детьми о русских традициях и обычаях; чтение художественной литературы по данной тематике.

Словарная работа: прялка, ухват, чугунок, веретено, лапти, лавка, брюхо, лыко.

Ход деятельности:

1. Вводная часть

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю.

(Дети кланяются, прижав руку к сердцу)

Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель: мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне.

Что ж, садитесь поудобнее.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Как говорится: «Посидим рядком, поговорим ладком»

Воспитатель начинает рассказ:

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. (слайд №2)

Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).(слайд №3)

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

Ребята, а как вы думаете, что являлось главной частью русской избы (Ответы детей)

Послушайте загадку:

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры теплота».

-правильно печь (СЛАЙД №4)

А про печь нам расскажет (ребенок.)

Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба- не изба», говорили в старину.

Печь ставили посреди горницы. О ней говорили: «Печь- всему голова», голова- значит самая главная.

Печь ставили с северной стороны, напротив входа, так как с севера дули холодные ветра и эту сторону старались обогреть. Печь не только обогревала людей, в ней готовили пищу.

Воспитатель

С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. «Кормилицей, матушкой» называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей- в ней пекли хлеб, варили кашу, щи. А где сейчас готовят? (ответы детей).

-А как сейчас обогреваются наши дома? ( ответы детей: центральное отопление, обогреватель, камин).

-На печи можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами. Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь

Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке.

«Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён»

(«Колобок»).(СЛАЙД №5)

«Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи»

(«Царевна - лягушка») (СЛАЙД №6)

«Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю»

(«По щучьему велению») (Слайд №7)

«Подошли они к избё нке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»

(«Заюшкина избушка») (Слайд №8)

«Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу»

(«Гуси - лебеди») (Слайд №9)

Воспитатель: Наши дети знают стихотворение про русскую печь.

Ребё нок: Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит. (Слайд №10)

В. Ребята, а посмотрите дров- то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.

Физминутка

Д. и В. (имитируют движения).

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку

Их разрубим на дощечки.

Молодцы, ребята! Вот сколько дров нарубили.

Молодцы! «Делу – время, потехе – час» - говорили наши предки.

А кто знает пословицы о доме, семье?

Пословицы и доме и семье:

1. Без хозяина дом- сирота.

2. Не красна изба углами, а красна пирогами.

3. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

4. Вся семья вместе, так и душа на месте.

5. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

6. Коли в семье лад, так не надобен и клад.

7. Мир в семье любовью держится.

Воспитатель:

В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!

Хоть печь в доме и самая главная, но сама то она готовить не умеет.

Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: чугунок (Слайд №11)

Воспитатель: чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват) (слайд №12)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей

Воспитатель: ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный- значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. (слайд №13)

В «красном углу» главное место занимал стол. «Хлеба ни куска – стол — доска» — так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом, полки для утвари.

На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места в избе не хватало. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Воспитатель: -Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.

Игра с лентой

(под русскую народную музыку)

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать

(Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Ваня: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и др.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь отгадайте еще одну загадку.

. И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает.

(Самовар) (слайд №14)

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель:- А это про что загадка?

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая»

(ложка). (Слайд №15)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».

Один из детей (заранее подготовленный) рассказывает про деревянную ложку: «Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянная ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена».

Воспитатель: -Дети, а отгадайте еще одну загадку.

Мы раньше обувью служили.

Крестьяне нами дорожили. (Лапти) (Слайд №16)

Воспитатель:- Посмотрите, как хорошо сохранились лапти и «дошли» до наших дней.

Из чего плелись лапти? ( Ответы детей: из лыка) Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.

Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку (показываю прялку, которую вы видите.

(Слайд №17)

Ребята, а как вы думаете, для чего нужна была прялка в крестьянском доме? (ответы детей).

Воспитатель: женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:

Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне, что не видно края.

Воспитатель: ребятки, а для чего пряжа нужна была?

Дети: чтобы вязать носки, одежду.

А для хранения вещей и одежды использовали сундуки. Посмотрите, какой красивый сундук хранится в нашем музее. (Слайд №18)

Сундуки были разные: большие и маленькие, простые и украшенные драгоценностями, деревянные и железные.

Но для работы нужен был свет, а электричества не было. Чем же,по вашему мнению, освещалась комната вечером? В подсвечник вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина, позднее появилась керосиновая лампа (вот она).(Слайд №19)

Воспитатель

После тяжелой трудовой недели наступала долгожданная,

Барыня – Субботинушка (выходной день). Русский народ плясал, играл в потешные игры, пел песни, хороводы водил! (слайд №20)

Вот и мы с вами сейчас будем играть на деревянных ложках

- Издавна люди обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки и стали использовать их как музыкальные инструменты.

Слушаем музыку и играем, а ложки нам в этом помогут. (русская народная мелодия)

Воспитатель:- Ребята, а давайте еще раз вспомним о том, как жили раньше люди.

Поиграем в игру «Что было, что стало».

(Воспитатель задает вопросы, дети отвечают).

Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги).

Раньше в печи готовили, а сейчас (на плите).

Раньше на лавках спали, а теперь (на кровати).

Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу).

Раньше воду и колодца носили, а теперь льется (из водопровода).

Воспитатель: -Напоследок хочу вам загадать еще одну загадку.

«Маленькое, сдобное колесо съедобное». (Баранка).

-Я приготовила для вас угощение. Баранки – традиционное русское изделие из теста.

Вот мы вернемся с вами в группу и выпьем чай с баранками.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми старшей группы «Самый лучший дом». Русская избаКонспект беседы с детьми старшей группы «Самый лучший дом». Русская изба Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе Педагог: Корсакова Елена Александровна Образовательная область: речевое.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Фото-отчёт. Наш мини - музей «Русская изба».Представляю вашему вниманию фото-отчёт мини-музея «Русская изба», созданного в нашей подготовительной.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада. Тема занятия: «Русская матрёшка». Цель занятия: Знакомство детей.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по поисково-исследовательской деятельности «Город мастеров» Конспект непосредственной образовательной деятельности по поисково-исследовательской деятельности "Город мастеров". Цель: упражнять детей.

Конспект ОД «Русская изба»Конспект ОД «Русская изба» Цель: приобщение детей к духовно- нравственному воспитанным ценностям на основе изучения национальных традиций. Задачи: - вызвать у детей.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Русская изба Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Русская изба Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно.

Конспект занятия в центре активности «Русская изба» Тема «Изба, печь» Цель: сформировать у детей представление о русской избе. Задачи: - познакомить детей с понятием «изба» - жилище крестьянской.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет «Русская изба», сделанный из бумаги и картона. Скачайте готовый макет на МААМ Мы его.

Проект «Русская изба» Цель проекта :Воспитывать уважение к русской народной культуре через расширение представлений детей о крестьянском быте. Задачи : Познакомить.

Конспект экскурсии в музей «Русская изба» Пояснительная записка Организационная образовательная деятельность в средней группе «Экскурсия в музей «Русская изба»» Одним из направлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Русская изба»
Опубликовано: 14 ноября 2019 в 20:04
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Баринова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД