Наталья Данилова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
«Воздух-невидимка»
Воспитатель МБДОУ «Щебзаводской детский сад»
Данилова Н. В.
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
1. Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий, уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха
2. Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
3. Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
4. Словарная работа – активизировать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый, легкий, воздушный, опыт.
Виды деятельности : Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная
Методы: Наглядный (показ способов действий). Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение). Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент). Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей, надувные шары, таз с водой.
Предварительная работа:
Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».
Ход занятия
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ребята вставайте в круг, поднимем всем настроение.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Организация проблемной ситуации.
Ребята, а теперь отгадайте загадку и вы узнаете, о чем сегодняшнее наше занятие:
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас. Что это? (воздух)
- А хотите узнать, что такое воздух? (Да) Присаживайтесь
- Это очень интересно. Но чтобы узнать про воздух больше нужно закрыть глаза, хлопнуть 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем учеными.
Дети считают до 5.
- Лаборатория чудес начинает работу. А кто знает, что такое лаборатория?
(Это помещение, где проводят опыты)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)
- А раз мы его не видим, значит какой воздух? (прозрачный, бесцветный)
Давайте проведем 1– й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)
Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.
Раздаю пакеты всем детям.
Пакет пустой? (дети подтверждают)
Ловите пакетом воздух, и закручивайте пакет, не выпускайте воздух. Ответьте на вопросы:
- Что внутри пакета? (воздух) Вы его видите?
- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).
Какой можно сделать вывод? воздух какой?
прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его почувствовать, его надо поймать. И мы смогли поймать, запереть в пакет!
Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? Какие предметы надувают воздухом?
(Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг)
Скажите надувные предметы тонут в воде? Давайте проверим.
Проверка гипотезы.
Опыт № 2: Плавающие предметы.
Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит таз с водой.
Дети по очереди опускают в воду шарики, наблюдают, что они не тонут в воде.
Почему шарики не тонут?
Вывод: Потому что воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!
Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но если по какой то причине предмет в котором был воздух испортился, порвался то во внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то что с ним случится?
(этот предмет может утонуть.) Молодцы!
дети садятся
- Скажите, пожалуйста, а внутри человека воздух есть? (версии детей)
Давайте проверим?
Опыт № 3: Пузырьки в стакане.
Воспитатель: Ребята пройдите к лабораторному столу. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите?
(В воде появились пузырьки)
- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки?
(Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас.
У нас в стакане при помощи нашего внутреннего воздуха что получилось? (пузыри) Из чего пузыри? Из воздуха
Я предлагаю поиграть в игру «Пузырь»
Вставайте в круг
дети садятся на стульчики
- Ребята, а как воздух попадает во внутрь человека?
(Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)
Да. Мы им дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие. Воздух проходит через лёгкие и выходит обратно.
- Давайте проверим
Опыт № 4: Движение салфетки. Раздаю салфетки
Возьмите салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.
- Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается)
Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.
- На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха в природе (На листья деревья, воздушный змей, парус) которые шевелятся от ветра
Воспитатель: Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы. Хотите сами устроить ветер?
Опыт № 5: Игра с веером.
Я предлагаю Лере взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, по-махать веером сначала на себя, потом других детей.
- Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок, прохладный ветерок)
- Как получается ветер? (Движется воздух)
- Где человек использует ветер? (Винт вертолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, вентилятор)
Вывод какой можно сделать: Ветер – это? (движение воздуха.)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух нам воздух?
(Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)
Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Рефлексия.
Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться обратно в группу. (Дети считают вместе с воспитателем)
- Вам понравилось быть учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)
Мне было приятно с вами работать. Вы наблюдательные, активные и умные. Спасибо вам.