Семёнова Пелагея
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Невидимка воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Невидимка воздух»
Семёнова Пелагея
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Невидимка воздух»
Образовательные задачи:
Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Невидимка воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Развивать интерес к познавательной деятельности экспериментированию, умение делать выводы и умозаключения на основе практического опыта.
Развивать речь, мышление, любознательность.
Воспитательные задачи:
Воспитывать аккуратность при работе.
Интеграция областей:
«Познание» (приоритетная область) «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»
Предварительная работа:
Беседа «живая и не живая природа», рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке за ветром.
Материалы и оборудование:
Весы подвесные, 2 одинаковых воздушных шара, стакан с водой на каждого, трубочка для коктейля, пустой стакан, прозрачная емкость с водой,2 свечи, банка, спички, веер, целлофановые пакеты на каждого, острые палочки на каждого, карточки-обозначения свойств воздуха, воздушные шары в связке.
Виды детской деятельности :
Продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.
Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к не живой природе (камни, вода, воздух, почва, звезды?
Молодцы! А сейчас внимательно послушаем загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятиях.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь
Он не видимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
(воздух)
Правильно, это воздух.
Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?
Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде : на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.
(из-за дверей доносятся звук)
Пятачок: Ой, помогите, спасите, лечу!
Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери?
(в комнату на воздушных шариках залетает пятачок)
Здравствуй Пятачок! Как ты к нам попал?
Пятачок: Здравствуйте ребята! Шел я с шариком к своему другу ослику на день рождения, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес меня к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! Можно мне остаться?
Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.
Пятачок: О воздухе? А что такое воздух? Что – то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?
Воспитатель: Погоди пятачок. Я тоже ни когда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.
Пятачок: Ни чего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
Воспитатель: Ни куда он не спрятался. Ребята, давайте докажем пяточку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые (дети переходят за столы)
Опыт№1 «Как поймать воздух»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находиться? Какой он?
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (воспитатель подносит пакет к пяточку)
Пятачок: Я его не вижу, но чувствую.
Воспитатель: Правильно, нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Давайте поставим на мольберт карточку - обозначение свойства воздуха «воздух не имеет цвета. Он прозрачный».
Опят №2 «Что в стакане?»
Воспитатель: Посмотрите у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?
Пятачок: Это же всем понятно, что в нем ни чего нет. Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобиться емкость с водой и этот стакан. Перевернем стакан вверх дном, и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.
Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?
Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?
(воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?
Правильно, в стакане находиться воздух, он не пускает туда воду.
А теперь попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?
Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
Какой можно сделать вывод?
При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.
Опыт №3 «Воздух легче воды».
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?
Пятачок: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Воспитатель: Потому что воздух легче воды.
Давайте поставим на мольберт еще одну карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».
Физ. минутка.
А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!
Как вы думаете, воздух имеет вес?
Воспитатель: Хотите проверить?
Опыт №4 «Имеет ли воздух вес?»
(Воспитатель берет в руки воздушный шар.)
Что у меня в руках? Почему он так называется? Молодцы!
Нам понадобятся весы и 2 одинаковых воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы).
С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.
Что произошло? Какой можно сделать вывод?
Шар с воздухом опустился в низ, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шарик без воздуха.
Ставим на мольберт новую карточку – обозначение свойства воздуха. «Воздух имеет вес»
Пятачок: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?
Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?
Ставим следующую карточку «воздух не имеет запаха»
Пятачок: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами?
Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить до наших носов.
Пятачок: Он еще и двигаться умеет?
Воспитатель: Скажи пятачок, как ты сегодня оказался у нас в гостях?
Пятачок: меня ветер принес.
Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?
Ветер – это и сеть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха.
(качаются деревья, бегут облака, крутиться вертушка, пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?
Опыт №5 «Движение воздуха»
Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?
А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!
Итак, делаем вывод, что воздух - движется и ставим новую карточку – обозначение «Свойства воздуха»
Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и пяти минут.
Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.
Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?
Давайте проведем еще один опыт.
Опыт №6 «Почему гаснет пламя»
Возьмем 2 свечи, зажжем их. Одну из них накроем банкой, и будем наблюдать, что происходит.
Почему свеча в банке погасла?
В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так же и мы не можем жить без кислорода в воздухе.
Скажите ребята, откуда берется кислород?
Пятачок: Значит, если бы не было растений, мы не могли бы дышать?
Воспитатель: Правильно пятачок!
Дети, какой можно сделать вывод?
Нужно сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами. Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха.
Молодцы ребята! Вы очень хорошо поработали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили.
Давайте вспомним по карточкам-обозначениям все, о чем мы говорили на занятии.
Воздух не имеет цвета.
Воздух легче воды.
Воздух не имеет запаха.
Воздух имеет вес.
Воздух движется.
Мы дышим воздухом. Он часть природы.
Пятачок: Спасибо вам ребята, за такое интересное занятие.
Воспитатель: Приходи к нам обязательно еще.
И мы хотим подарить тебе шары, что бы ты быстро долетел к своему другу ослику на день рождения.
Пятачок: Теперь я знаю, почему их называют воздушными!