Изольда Сарангова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим «Хлеб — всему голова»
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Хлеб всему голова»
Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба.
Задачи:
Познавательное развитие :
• Выявить значение слова «Хлеб»
• Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на Земле.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Рассказать, как появляется хлеб на наших столах.
• Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.
• Уточнить знания о ВОВ
Речевое развитие:
• Активизация и обогащение словаря.
Социально – коммуникативное развитие:
• Привитие детям бережного отношения к хлебу.
• Воспитывать патриотизм, чувство сострадания, уважения.
Физическое развитие:
• Активировать крупную моторику
Методы и приемы:
1. Практические: Сравнение злаков пшеницы и ржи.
2. Наглядные: просмотр презентации «Откуда пришел хлеб»
3. Словесные: загадывание загадок, прослушивание стихов, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, злаки ржи и пшеницы, карточки с ингредиентами для игры «Испеки каравай», хлебобулочные изделия для игры «Узнай по вкусу».
Сюрпризный момент:
Давайте поиграем в игру «Узнай по вкусу» На тарелке лежит хлеб покрытый салфеткой разных сортов (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье) Вызываю ребенка и кладу в рот кусочек хлебобулочного изделия.
- Я сегодня утром шла на работу и задумалась: «Откуда пришел хлеб?»
- Как вы думаете, как хлеб появился на столе? (детские ответы)
- Ну, теперь смотрите. Я сейчас вам все расскажу.
-Каждый день мы едим хлеб, но ни кому не приходила в голову мысль о том, что это не просто распространенный продукт, а одно из величайших чудес света. И дается он человеку ценой больших усилий.
Наш хлеб появился много лет назад. Первобытные люди начали собирать хлебные злаки, они очень отличались от сегодняшних злаков. А потом заметили, что уронив зерно в землю, они прорастают и возвращаются с большим количеством. Первобытные люди долго употребляли сырые зернышки в пищу, затем начали растирать между камнями, так появились первые жернова. Получали из зерен крупу и варили ее. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Позже люди на стол клали черствые куски черствого хлеба, которые служили тарелками. Они впитывали влагу. После еды так называемые тарелки отдавал бедным людям. Хлебом очень гордились.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятки рук.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, то на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Только снег сошел в апреле
Как поля зазеленели.
- Посмотрите на картинку.
- Что это? (Колосья)
- Где растут колосья? (На поле)
- Из чего делают белый хлеб? (Ответ детей)
- Из чего делают ржаной хлеб? (Ответ детей)
- Ребята белый хлеб делают из пшеницы, а ржаной хлеб делают из ржи.
-Как вы думаете, почему пшеницу и рожь называют «злаковыми»? (Ответы детей) Да, они дают зерно.
Какие еще бывают злаковые растения? (кукуруза, вес, ячмень, просо)
Практическое задание:
Ребята у каждого на столе зерна пшеницы и ржи. А у меня колоски этих злаков. Давайте рассмотрим их. В чем сходство и различие.
- Какие колоски у пшеницы? (Толстые)
А у ржи? (тоненькие). У пшеницы зерна – круглые, а у ржи длинные). Усики у ржи длиннее, чем у пшеницы.
Вы назвали различия, а сходство. У растения есть стебель, усики, зернышки, они зерновые)
Послушайте стихотворение: В. Воронько «Вешний день, пахать пора».
"Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!"
-О чем это стихотворение?
-Люди, каких профессий работают в поле? (Ответы детей)
Да, комбайнеры, трактористы, пекари, агрономы.
Он науку изучил.
Землю — словно приручил,
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном
И зовётся. (Агроном)
Что делает - агроном? (Он следит за подготовкой семян, организует работы к посеву, следит за сбором урожая, следит за состоянием злаковых растений, чтобы не было вредителей)
Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле. (Тракторист.)
Что делает – тракторист? (Пашет и рыхлит землю) На чем тракторист работает? (На тракторе)
В поле вызреет пшеница,
день и ночь уборка длится.
Дорог очень каждый день,
всем трудиться там не лень.
Кто в уборке хлеба скор?
Дети это -….(комбайнер)
Воспитатель : Посмотрите на картинку. Что делает комбайн на поле? (Убирает урожай) Да, ребята, с помощью этой машины убирают урожай и сгружают в грузовики. Которые везут зерна на элеватор. Где его хранят. У нас в городе тоже есть элеватор, посмотрите.
- Как называют человека работающего на комбайне?
- Как получить муку? Что нужно сделать? (Перемолоть). Ребята, зерна загружают на грузовики и везут на хлебозаводы, на которых есть цеха по перемолу зерен. То есть мельницы.
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари)
– Как вы думаете, что дальше происходит с мукой? (Ответ детей) Мука отправляется в мешках в цех по изготовлению хлебобулочных изделий. Кто, же делает хлеб? (Пекарь)
Сначала замешивается тесто.
-Что кладут в тесто? (Муку, соль, сахар, дрожжи, молоко, вода, масло)
затем формуется хлеб и поступает он в большую печь.
Что дальше происходит с хлебом? (Он попадает в магазин)
Игра «Назови профессию»
Кто работает на тракторе – (тракторист)
Кто работает на комбайне - (комбайнер)
Кто выпекает хлеб – (пекарь)
Кто следит за урожаем – (агроном)
Кто перемалывает муку – (мельник)
Кто продает хлеб – (продавец)
Воспитатель: Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.
Послушайте русские поговорки о хлебе.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб батюшка, водица матушка.
Хлеб - кушай, добрых людей слушай.
Худ обед, коли хлеба нет.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Пот на спине – так и хлеб на столе.
Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа
Игра «Испеки каравай»
Карточки: мука, соль, сахар, дрожжи, молоко, изюм, вода, овощи, фрукты
Послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка»
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку,
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал,
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И, той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
- Ребята, как поступили мальчики?
- Что они сделали не верно?
- Что такое бережливость?
- Кого вы считаете бережливыми?
Ребята, во время приема пищи, у вас на столе есть хлеб? (Да)
Было такое время, когда люди голодали. Например: в Великую Отечественную Войну. (Иллюстрация) Посмотрите, каким был хлеб блокадного Ленинграда. Есть только одно слово, которое равнозначно слову «Хлеб». Это слово «Жизнь», что может быть важнее хлеба. Люди получали маленький кусочек хлеба во время блокады. Но люди все равно жили и трудились, что бы победить. Они берегли каждую крошку хлеба. А делали его из обойной муки, овсяной муки, подсолнечного жмыха, соль, солод. Много людей тогда погибло. И они все - таки выжили и победили.
Игра Подвижная игра «Лады, лады, ладушки, пирожок для бабушки»
Дети стоят по кругу «Печка», в центре ребенок «Пирожок» сидит на корточках. Ребёнок – (Бабушка) за кругом.
Лады, лады, ладушки, (дети сужают круг)
Пирожок для бабушки. (расширяют круг, «пирожок» встает)
Пирожок румяный,
Получился славный. (Дети ведут хоровод, а «пирожок» делает «пружинку»)
Мы старались и пекли, (Дети хлопают, «пирожок» кружится.)
Бабушка, скорей лови! (Дети поднимают руки, делая «воротики» Бабушка догоняет «пирожок» через воротики)
Рефлексия.
-О чем мы сегодня говорили? (о хлебе)
-Какой путь у хлеба от поля к столу? (повторить цепочку)
-Как нужно относиться к хлебу?
До сегодняшнего дня есть такие правила.
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб друзья!
Литература
1. Благинина Е. «Песенка о колоске»
2. Дацкевич В. «От зерна до каравая»
3. Емельянова Е. «Расскажите детям о хлебе»
4. Михалевская: «Большая хрестоматия для дошкольников»
5. Сборник «Делу время, а потехе час» Некрасов Н., стих «Колосья»
6. "Котик - золотой лобик" - белорусская народная сказка
7. "Легкий хлеб" - белорусская сказка
8. "Колобок" - руссккая народная сказка
9. "Хлебороб" - украинская народная сказка
10. "Колосок" - украинская народная сказка
11. Легенда о том, как появился хлеб или сказка о волшебном зернышке
12. Пришвин М. "Лисичкин хлеб"
13. Паустовский К. "Теплый хлеб"
14. Яковлев Ю. "Цветок хлеба"
15. Г. Х. Андерсен "Девочка, которая наступила на хлеб"
16. Биссет Д. "Про лужу и булочку с изюмом"
17. Усович Е. "Чудесные пряники"
18. Крутогоров Ю. "Дождь из семян"
19. Кон Л. из книги "О растениях"
20. Тайц Я. "Все здесь"