Коновалова Мария
«Путешествие в прошлое лампочки». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
1. Познакомить с историей электрической лампочки. Систематизировать знания о свойствах и действиях различных предметов-предшественников электрической лампочки.
2. Формировать способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
3. Воспитывать интерес, желание больше узнать о жизни людей раньше.
4. Активизировать речевую деятельность детей (обогащение словаря, построение сложных предложений, умение участвовать в разговоре).
Материал: коробка, лучина, керосиновая лампа, свечи, лампочка, спички, различные светильники (изображения).
Ход занятия.
I часть
Садимся на ковре
Воспитатель: Дети, скажите как вы понимаете слово путешествие? (Рассуждения детей).
Вывод: путешествия бывают разные, но всегда интересные и полезные.
СТУК в дверь. (за дверью коробка, а в коробке записка)
«Приглашение в путешествие»
Воспитатель: Ребята нас приглашают в путешествие! Хотите отправиться в интересное путешествие? Какое? Куда? Загадки (напечатать)
А вот чтобы узнать куда, надо отгадать следующие загадки:
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется
Ярким пламенем зажжется.
***
Чудеса на потолке —
Повисло солнце на шнурке.
***
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом.
Почему так говорится? (Днем свет не нужен).
Вывод: вот какая удивительная вещь – электрическая лампочка: стеклянный пузырек
похож на грушу, внутри огонек, днем отдыхает, ночью все освещает.
Об истории появления электрической лампочки, о том, как люди освещали свое жилье, нам поможет узнать музей электрической лампочки. Встаньте, пожалуйста, и со мной, не спеша, повторяйте:
Ты со мной чуть-чуть пройдись
И в музее окажись.
Вот мы и в музее. Дети, а какое основное правило есть в музее? (Экспонаты руками
не трогать). Давайте присядем, и посмотрим, что же в нашей коробочке и поговорим о том, как человек придумал свет.
Давно-давно, когда человек жил в пещере, он научился разжигать огонь (показ иллюстрации, от него становилось светлее. Когда ему вечером или ночью надо было выйти из пещеры,как вы думаете, удобно было ходить человеку в темноте? Вот тогда человек придумал факел. Я вам расскажу о нем. Факел- это большая палка, один конец ее обмотан тряпками или паклей, этот конец обмакивали в жидкость, которая хорошо и долго горит. С факелами ходили не только по улицам, но позже стали в замках освещать помещение. (Показ иллюстрации). Позднее, в крестьянских избах для освещения использовали …. (достаем лучину) .
Что это? Это просто щепка, заостренная на одном конце, ее называли лучиной. Может, кто из вас видел лучину? Что ей делали? (Разжигали самовар). В избах лучину вставляли вот в это укрепление, оно по-старинному называется светЕц (повторение нового слова). Лучину делали из березы, потому что она лучше горит. Давайте, ребята, попробуем ее зажечь. А между прочим, кто нибудь знает как люди добывали огонь? Сначала камнями, затем деревянными палочками, и следили, чтоб костер никогда не гас. И только в 19 веке английский фармацевт (аптекарь)совершенно случайно изобрел спички. Он смешивал дер. палочкой химикаты и на ее конце образовалась засохшая капля. Чтобы убрать ее, он чиркнул палочкой по полу и вспыхнул огонь. Давайте с вами тоже добудем огонь и зажжем нашу лучину. (Зажечь, показ). Обратите внимание: от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Может, ее оставить гореть? Потушим, чтобы не было пожара. (Стакан с ВОДОЙ).
Физминутка
Мы работали, устали,
Разом встанем, отдохнем
И опять рассказ начнем.
На раз – подняться – потянуться,
На два – согнуться – разогнуться,
На три — в ладоши три хлопка,
головою три кивка,
На четыре – пальцы шире,
На пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
II часть
Воспитатель: Ребята, у меня здесь есть еще удивительные вещи, возьмите по одной. Что это? Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения жилья — свечи. Рассмотрите, потрогайте. Какая свеча на ощупь? Потрогайте ноготочком — какая она? Свечи делали из пчелиного воска и бараньего сала. Внутри свечки находятся крученые нити – это фитиль, его зажигают, потрогайте ниточки. Вы дома с родителями зажгите свечи и понаблюдайте. (Собрать свечи).
Человек стремился придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем, люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновую лампу. Никто не видел такой лампы? Внизу у лампы чашечка, туда наливают керосин, вставляют фитиль из толстой нитяной ткани, а сверху вставляют стекло. Для чего стекло? Чтобы не обжечься, лучше освещало.
Ребята, факел, лучинка, свеча, керосиновая лампа, как думаете, они удобны для освещения?
Почему? (Коптят, быстро сгорают, мало света, может пожар быть, обжечься, руки занозить).
Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры. В наших домах есть различные светильники: какие вы знаете? на потолках висят. (люстры, на стенах — ….(бра, на столах –(настольные лампы). А еще (Торшеры на полу).
Воспитатель: Вот мы сегодня с вами и узнали об истории электрической лампочки и о том, чем люди освещали свое жилье. Вы меня порадовали своими ответами. А сейчас пора из музея возвратиться в д/с:
Раз – два – три, повернись
В детском саду окажись.