Ольга Алексеева
Семинара-практикума для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
семинара-практикума для педагогов
«Развитие творческих способностей дошкольников»
Цель: раскрытие и развитие творческого потенциала педагогов, способствующего активизации творческих способностей у детей.
Задачи:
1) повышение компетентности педагогов в вопросах развития творчества детей,
2) оказание помощи в раскрытии творческого потенциала педагогов,
3) мотивирование педагогов на творческую деятельность,
4) формирование чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений;
Оборудование: 2 ватмана, вырезанные из журналов заготовки, слова на листочках для двух групп, музыка из мультипликационных фильмов.
Ход семинара:
Наш семинар-практикум мне хотелось бы начать с цитаты
«Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» К. Паустовский.
Девизом, нашего мероприятия послужит высказывание Конфуция: "Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. " Мы будем сегодня играть!
Любое мероприятие начинается с организационного момента или «знакомства».
Я предлагаю не много поиграть и заодно познакомиться.
Упражнение «Дерево ожиданий»
- Посмотрите, но у нас есть грустное и одинокое дерево, давайте по-можем ему укрыться разноцветной листвой. У вас на столах лежат листочки разного цвета, я вам предлагаю взять один, два или несколько листочков одного цвета из нашей коробочки. В зависимости от того сколько у вас листочков, расскажите о себе несколько фактов (рассказы воспитателей).)
Тех, кто выбрал зеленый лист – ожидает успех на нашем занятии.
Тех, кто выбрал красный – желают активно общаться.
Желтый цвет у вашего листочка - проявите активность.
Синий цвет – будут сегодня настойчивы.
- Наше дерево ожило, зашелестело своими листочками, и помните, что красота дерева, зависит от нас, наших стремлений и ожиданий, действий.
Педагоги присаживаются.
Мы с вами познакомились, а теперь я предлагаю настроиться на интересное общение и выполнить следующее:
Упражнение «Идеальное общение» (пары названий животных)
- Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитайте название так, чтобы надпись видели только вы, карточку можно убрать.
Задача каждого найти свою пару, при этом можно использовать любые выразительные средства, нельзя только говорить и издавать звуки характерные для вашего животного. Когда вы найдете пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда у нас будут все пары образованы, мы посмотрим, что у нас получилось.
- Это упражнение можно провести с родителями, обычно проходит оно весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость.
2. Теоретическая часть.
Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. В современном обществе способность творить расценивается выше знаний и умений. Даже для того, чтобы соответствовать званию “компетентного специалиста” в своей области деятельности необходимо быть творческим человеком. Творчество – это новые идеи, новый опыт, новые перспективы. Без развитого воображения нет не только открытия, но и широкого взгляда на вещи, нет активного восприятия действительности, нет гармонически развитой личности. Слово “творчество” происходит от слова “творить” и в общественном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.
Детское творчество - это выражение индивидуальных способностей ребёнка, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру.
Наша задача: поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества.
Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей.
Я предлагаю вернуться в чудесный мир детства и немного поиграть. Для этого разделимся на команды: каждый из вас достанет кружок, если он желтый – он в команде солнышко, синий – он в команде дождик. (2-3 мин.)
Давайте в группах подумаем, какие условия для детей необходимо создавать нам, педагогам, чтобы развивать их творческие способности.
Обсуждение в группах (3-5 минут).
Вывод: успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию.
Такими условиями являются:
1. Большое поле деятельности по привитию детям вкуса к творчеству имеют занятия музыкой, изобразительной деятельности, продуктивными видами труда, ознакомление с художественной литературой, познавательная деятельность, театрализованная деятельность.
2. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
3. Создание необходимой обстановки.
4. Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности.
5. Доброжелательная помощь взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству.
7. Проведение детального анализа.
8. Мотивация.
9. Сам педагог – творческая личность.
Развитие воображения играет большую роль в воспитании творческой личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности, направленные на активизацию процессов воображения.
1) Невербальное творчество:
- из обычных предметов придумать 4-5 способов необычного применения (7-8 мин).
1 группе: канцелярские скрепки (сделать елочное украшение, застежку, разогнуть – вилка и т. д.)
2 группе: коробочка от киндер - сюрприза.
2) Вербальное творчество:
- из набора слов в группах придумать стихотворение на тему «Творчество – это….?» (10-12 мин.)
1 группа - слова: ребенок, шкатулка, ключик, солнце, успех, чудо, родители, творчество.
2 группа – слова: ребенок, смех, удача, родители, радуга, воображение, цветок, книга.
Подведение итогов игры: Трудно было подключать свободное фантазирование? Обязательно играйте с детьми в подобные игры на словотворчество.
Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.
Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).
И в заключение нашего семинара, перед подведением итогов, вам предлагается ненадолго стать творцами и из подручных средств создать:
1 группа коллаж «Творческий педагог»
2 группа – «Творческий ребенок»
В конце сделать вывод о том, что без творческих педагогов ребенку трудно стать творческим.
4. Выводы по занятию (3-5 мин)
III. Итог
Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.
Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
Помогайте ребенку. порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.