Папки-передвижки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по ФЦКМ «Путешествие в прошлое»

Джамиля Абдуразакова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по ФЦКМ «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей с историей, традициями, фольклором русского народа.

Задачи:

1. Расширять представление детей о жизни наших предков, их труде, досуге, о предметах быта.

2. Развивать познавательный интерес к истории русского народа.

3. Развивать связную речь, умение излагать свои мысли.

4. Закреплять умение, самостоятельно делать традиционную народную игрушку – пеленашку; способствовать воспитанию духовной культуры, развитию положительных эмоций.

5. Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за своих предков.

6. Активизация словаря: изба, солонина, бондари, бортничество, драли лыко, пяльца, прялка, ухват.

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по ФЦКМ „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций «Славянская семья: родство и занятия».

2. Составление родословной (генеалогическое древо).

3. Экскурсия в библиотеку – знакомство с предметами старинного быта.

4. Знакомство с русской народной одеждой.

5. Беседы о жизни в старину.

6. Знакомство с традиционной народной игрушкой.

7. Чтение произведений К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб на стол пришел»; разучивание пословиц о хлебе.

8. Рисование на тему: «Русская народная одежда»;

Оборудование: мультимедиа проектор; лоскуты ткани для, веревочка, листы бумаги, колёса деревянные, трубочки для коктейля, клей, салфетки, для изготовления тачки.

1. Дети заходят в зал, здороваются, становятся в круг.

Психогимнастика.

Дружат в нашей группе мальчики и девочки,

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы друг другу помогаем,

Мы друг друга уважаем.

Чтобы нам жилось счастливо (Руки кверху)

Чтобы нам жилось красиво (показывают руками вокруг)

Чтобы мы добро творили (приложить руки к сердцу)

Чтобы мы людей любили (Руки от сердца подуть на ладони)

И друг другу помогали

И друг друга уважали.

Дети размыкают круг, становятся лицом к воспитателю.

2. В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в прошлое.

Прежде чем отправиться в путешествие, давайте с вами уточним: кто такие мальчики и кто такие девочки.

Ответы детей: Мальчики отличаются от девочек, а девочки от мальчиков.

В: В чём их отличие?

Ответы детей: Они отличаются друг от друга причёской, голосом, одеждой, обувью и даже походкой. Ещё мальчики и девочки отличаются поступками, манерой поведения.

Девочки нежные, ласковые, заботливые, кокетливые. А мальчики смелые, выносливые, ловкие, подвижные.

В: Кем станут мальчики и девочки, когда вырастут?

Ответы детей: Девочки, когда вырастут, станут девушками, женщинами, мамами, бабушками.

А мальчики, когда вырастут, станут юношами, мужчинами, папами, дедушками.

В: Ребята, а как вы думаете, во все времена мужчины и женщины

были такими?

Ответы детей.

В: Сейчас мы с вами и отправимся в прошлое, чтобы узнать какими были мальчики и девочки, мужчины и женщины. Но чтобы повернуть колесо времени назад давайте проговорим с вами волшебные слова.

Чтобы в старину попасть

В круг должны мы дружно встать

Мы подуем на цветок (Дуют на ладони)

Улетит тот лепесток

Нас закружит вместе с ним (Кружатся)

В старину мы прилетим.

Звучит музыка «Богатырская наша сила». Появляются герои-дети: богатырь и Алёнушка.

Кланяются в пояс, вместе: Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы!

Богатырь: Знаем мы, что вы пожаловали к нам узнать о том, какими были мужчины и женщины в наше время, чем они занимались.

Алё нушка: Но чтобы получить ответ на этот вопрос, вы должны нам помочь.

Д/и «Что лишнее»?

(4 мольберта. На двух мольбертах одежда и обувь старины и современности, которую носили мужчины и женщины в разные времена. Девочки распределяют женскую одежду и обувь, а мальчики- мужскую, обосновывая ответ «Почему ты так думаешь», «Почему ты так решил»)

Алё нушка: Молодцы, ребята, вы, оказывается, всё знаете!

Богатырь: Ну, а чтобы вы ещё больше узнали, мы приглашаем вас в гости.

Звучит музыка, дети делают круг, останавливаются возле стульчиков, садятся. Богатырь и Алёнушка уходят.

Открывается занавес и перед детьми имитация старинной русской избы. В избе стоит печь, предметы утвари, люлька, лавки, прялка.

Детей встречает хозяйка избы.

Хозяйка избы: Здравствуйте гости дорогие, детушки милые! Милости прошу в свою избу!

В: Ребята, а как вы думаете, кто это нас встретил?

Ответы детей: Я думаю, что нас встретила хозяйка.

В: Верно, ребята. А что значит «хозяйка»?

Ответы детей: Хозяйка-значит та, которая ведёт хозяйственные дела в доме, в семье.

Она хранительница домашнего очага, умеющая заботиться о людях и дарящая любовь природе.

В: Верно, ребята! У хозяйки много дел по дому, одной трудно управиться со всеми делами, но у неё есть маленькая помощница. Как вы думаете, кто это?

Ответы детей: Я думаю, что маленькая мамина помощница-это её дочь.

В: Правильно, ребята! Её ещё называли маленькая хозяюшка.

Что, по-вашему, должна уметь хозяюшка?

Ответы детей: Ухаживать за младшими братьями и сёстрами. Ещё она должна помогать маме по дому: посуду помыть, пол подмести. Умелую хозяюшку не должны страшить трудные поручения.

Хозяйка избы: Ребята, в моей избе есть много разных предметов, знакомы ли вам они?

В избе есть что-то такое, без которого и изба не изба. А что это такое вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.

Бабушка седа, бела,

Зимой всем мила,

А как лето наступает,

Про бабушку забывают. (Печь)

Хозяйка избы: Правильно, печь занимает главное место в избе. Ведь недаром говорили, что печка-матушка.

В: А почему так говорили?

Ответы детей: так говорили, потому что печка обогревала жилище, дом, на ней даже спали, потому что там было всегда тепло.

В: А что значит печка-кормилица?

Ответы детей: Так называли печку, потому что на ней готовили еду-щи да кашу, пекли пироги.

В: Вы правильно заметили ребята, в доме всего одна комната, и большую её часть занимает печь.

«Без печи изба- не изба»,- говорили в старину. Она и людей обогревала, в ней готовили еду, на ней можно было даже спать, а сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами.

Хозяйка избы: А вот ещё одну загадку загадаю.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт. (Ухват)

Хозяйка избы: Для чего нужен ухват в избе?

Ответы детей: В печке жарко и горшок руками не взять, для этого хозяйке нужен был ухват.

Хозяйка избы: Ребята, а какие ещё предметы в моей избе вам знакомы?

Ответы детей: Горшки, метла, посуда: тарелки, сделанные из глины, ложки деревянные.

Хозяйка избы: Ребята, а ведь я не только умелая повариха, но и мастерица. Я пряду пряжу, тку холсты. Для этого мне нужны вот эти предметы. (Показывает веретено и прялку).

Кому они знакомы? Как они называются?

Ответы детей: Это веретено. С помощью веретена из шерсти получали нитку для пряжи.

Хозяйка избы: А это, что за предмет?

Ответы детей: А это – прялка. На нём долгими зимними вечерами женщины пряли пряжу.

Хозяйка избы: Правильно! А что из полученных ниток делали?

Ответы детей: А из полученных ниток ткали ткань, вязали носки, свитера, шапочки, шарфы, шали.

В: А чем ещё занимались женщины?

Ответы детей: А ещё вечерами женщины любили вышивать.

В: А на чём они вышивали?

Ответы детей: Вышивали они на пяльцах.

Хозяйка избы: Правильно, ребята – вот они пяльца. (Показывает пяльца).

А чем же занимались в это время мужчины, как вы думаете? Видите, и моего хозяина нет в доме.

Ответы детей: Они ходили в лес заготавливать дрова, ходили на рыбалку, на охоту.

Заготавливали бересту для посуды, драли лыко для того, чтобы плести лапти.

Ещё они собирали мёд диких пчёл.

В: Это ремесло называлось бортничество.

(Дети проговаривают новое слово).

В: А ещё чем занимались мужчины?

Ответы детей: Мужчины были великими мастерами и умельцами.

Они делали из дерева предметы быта: мебель, посуду, сувениры.

Плели сети для рыбалки. Для сбора ягод и грибов плели кошёлки.

Хозяйка избы: Молодцы, ребята!

(Показывает бочку) Что это такое?

Ответы детей: Это бочка.

В: А у нас дома есть бочки? (Нет)

Ребята, а у хозяйки в доме есть банки, бутылки? (Нет).

А в то время овощи, фрукты, мясо засаливали в бочках, делали солонину, и нужно было много бочек для хозяйства. А бочки делали умельцы – их называли бондари.

(Дети проговаривают новое слово).

В: Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется красотой родной земли.

Так как же вы думаете, чем же ещё занимались мужчины?

Ответы детей: Мужчины всегда были храбрыми защитниками своей земли.

В: Верно, ребята, наши предки, когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку землю и отчий дом. Их называли богатырями.

Ребята, назовите богатырей.

Ответы детей: Никита Кожемяка, Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.

В: Какие качества помогали богатырям в борьбе с врагами?

Ответы детей: Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине, выносливость, удаль, отвага.

В: Правильно, ребята. Именно за эти качества и любит русский народ богатырей, славит и чествует, складывает песни об их подвигах.

Послушайте, пожалуйста.

Ребё нок:

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую!

Не затмить им

Солнце наше красное!

Век стоит Русь-

Не шатается!

И века простоит –

Не шелохнётся!

Хозяйка избы: Да, детушки милые, было время для войн, для работы, но находилось время и для веселья и развлечения. Любили в наше время мужчины и женщины и песни петь и плясать и водить хороводы.

В: Ребята, а давайте и мы хоровод заведём.

Хоровод «Ельник да берёзник».

Дети садятся. Раздаётся детский плач. Хозяйка подходит к люльке.

Хозяйка избы: В этой люльке спит младенец. Его сон оберегает кукла Дрёма. (Показывает куклу тряпичную). Мои ребятишки любят играть вот такими игрушками.

В: А у вас какие игрушки? (Ответы детей).

Из чего сделаны ваши игрушки?

Ответы детей: Из пластмассы, из металла, из ткани, из пластика.

В: А из чего делали игрушки в старину?

Ответы детей: Из глины, дерева, соломы.

В: А где вы берёте игрушки?

Ответы детей: Нам их покупают в магазине.

В: А в старину игрушки делали своими руками. Проходите за столы.

(На столах разложен материал для ручного труда. Мальчикам предлагается смастерить - машинки, а девочкам – тряпичные куклы).

В: Чтобы вам было легче делать игрушку, посмотрите на схемы. (На доске схемы последовательного выполнения работы для девочек и для мальчиков).

Включается музыка, дети работают самостоятельно. По мере необходимости воспитатель оказывает помощь.

В: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться назад в настоящее. Скажем спасибо хозяйке избы за гостеприимство.

Дети прощаются с хозяйкой. Хозяйка благодарит детей и предлагает забрать игрушки, которые сделали дети с собой, чтобы ребята показали их другим детям и рассказали, какими игрушками играли дети в прошлом.

Ребята проговаривают волшебные слова и возвращаются назад в детский сад.

Чтобы в детский попасть

В круг должны мы дружно встать

Мы подуем на цветок (Дуют на ладони)

Улетит тот лепесток

Нас закружит вместе с ним (Кружатся)

В детский сад мы прилетим.

Итог:

В: О чём мы с вами сегодня говорили?

Ответы детей: О предметах старины. О том, чем занимались мужчины и женщины в старину. О том, что женщины выполняли работу по дому, занимались рукоделием: вышивали, пряли. А мужчины были умельцами, мастерами и защитниками.

В: Молодцы, ребята! Я думаю, что в сегодняшнем путешествии вы многое познали.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в страну Математика» для подготовительной группы Конспект НОД «Путешествие в страну «Математика». Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» Программное содержание: • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, любознательности,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие лягушонка» Конспект проведения непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим Тема: «Путешествие Лягушонка» в подготовительной.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Путешествие на планету [З]» Номинация: конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Путешествие на планету [З]» Приоритетная образовательная область:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Путешествие по Зеленограду» 1. Цель: уточнить и расширить представление детей о родном городе. 2. Программное содержание: Обучающие задачи: расширять представления.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в Африку» Конспект Непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в Африку" Цель: Формирование у детей элементарных представлений.

Конспект непосредственно образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Большое космическое путешествие» Образовательные задачи: Дать детям элементарные представления о космосе. Активизировать словарь по данной теме:.

Конспект непосредственно организованной деятельности «Путешествие в прошлое книги» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Путешествие по родному краю Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Путешествие по родному краю Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Составила: Учитель марийского языка.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЦКМ «Зимующие птицы» План-конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы».

Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по ФЦКМ «Путешествие в прошлое»
Опубликовано: 2 декабря 2015 в 18:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по ФЦКМ «Путешествие в прошлое»» (включая файлы) размещена пользователем Джамиля Абдуразакова (УИ 295791) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД