Aнтонина Алексенцева
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЦКМ «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе.
Тема: «Зимующие птицы». Программное содержание: закрепить понятие «Зимующие птицы»;
дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
активизировать в речи обобщающие слова «Зимующие птицы»;
Публикация «План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЦКМ „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести
в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
Предварительная работа с детьми: наблюдение за птицами на
прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих
птиц, отгадывание загадок, беседы о зимующих птицах, дидактическая
игра «Улетает - не улетает», дидактическая игра «Узнай по описанию».
Предварительная работа воспитателя: подготовить
демонстрационный и раздаточный материал; приготовить письмо от
сороки.
Методические приё мы: игровой (использование сюрпризных
моментов); наглядный (использование иллюстраций);
словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы
детей); поощрение.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зайца,
белки,лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с
видами питания зимующих птиц; конверт с письмом, игрушка «Лесовичок».
Раздаточный материал: половина листа картона с изображением
птиц : воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на части (голова,
туловище, хвост).
Оборудование: магнитофон, запись с голосами птиц, макеты деревьев, зелёный коврик (полянка)
Ход занятия:
Приветствие в кругу: собирайтесь дети в круг, я твой друг и ты мой
друг, дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Воспитатель : ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором было написано: «Детям детского сада «Солнышко».
Письмо пришло из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем
загадку и, может быть, тогда мы узнаем, кто же нам прислал это
письмо:
- Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а
зовут её ---
Ребята, вы узнали кто это?
Дети: сорока.
В: давайте откроем скорее конверт и узнаем, что всё-таки в нём.
(Зачитывается письмо) «Дорогие ребята, я была сегодня в лесу,
видела там красивых птиц, только не пойму, ведь за осенью придёт зима,холод, а птицы не улетают, почему?»
В: давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке
разобраться (Дети соглашаются)
В: 1, 2, 3, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.
Звучит аудиозапись с голосами птиц.
В: посмотрите ребята, как красиво вокруг, какой воздух! Слышите
голоса? Это нас встречают лесные жители. Это кто нас здесь встречает,
ласково так привечает?
(На полянке лежат картинки с изображением диких животных и птиц.) В. помещает картинки с животными под деревьями.
В: Как одним словом можно назвать белку,
волка, зайца, лису?
Дети: дикие животные.
В: а кто ещё нас встречает?
Дети: птицы В :Ребята, а вы загадки отгадывать любите? 1. Чик- чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
2. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, с первым
снегом на рябине он появится опять? (Снегирь)
3. Непоседа, невеличка, жёлтая почти вся птичка, любит сало и
пшеничку. Кто узнал её? (Синичка)
4. Чёрная, как вар, кричит: «Каррр….» (Ворона)
В: Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали. (Отгаданные птицы
прикрепляются на дерево)
В: дети, какие это птицы? - Зимующие.
В: почему они так называются?- Потому что остаются зимовать.
В: Ребята вы помните какая была зима? Суровая, вьюжная, морозная.
Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Размышления детей.
В: да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом.
Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают
кормушки и насыпают в них корм. Физкультпауза: птички в гнёздышках сидят и на улицу глядят. Погулять
они хотят и тихонько все летят. (Дети «разлетаются»,
машут крыльями)
В: ребята, скажите, чем питаются птицы (Дети высказывают свои
предположения)
В: правильно, ребята. Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица
чем питается? Садитесь в кружок.
Воробьи питаются зёрнышками, хлебными крошками (Выставляются карточки с изображением питания птиц).
Синицы питаются зёрнышками, хлебными крошками, но самое
любимое их лакомство - сало.
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.
Вороны питаются очистками, остатками пищи.
В: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, какая
птица, чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети выходят по одному, выбирают карточку, называют, что на ней
обозначено и говорят, какая птица этим питается.
В: молодцы, ребята, правильно!
А кто это нас ещё встречает (показ игрушки «Лесовичок»)
В: Ребята, Лесовичок предлагает поиграть в «Догонялки»
Конкурс «Обгонялки» (дети быстро отвечают)
1. У неё красная грудка
2. У неё длинный хвост
3. У неё желторотый детёныш
4. Она громко кричит, когда дерётся из-за корочки
В: ребята, а теперь послушайте, какие птицы благодарят людей за
заботу и доброту. (Прослушивание голосов птиц в записи). Дети
отвечают.
В: ну что же, ребята, теперь пора возвращаться в детский сад.
Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.
1, 2, 3, повернись, в детский сад возвратись!
- Ребята, вам понравилось путешествие? Каких птиц мы
повстречали в лесу? Как можно назвать этих птиц одним словом? А что
произойдёт, если на земле исчезнут птицы?