Татьяна Федотова
Путешествие по родному краю Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по родному краю
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в старшей группе
Составила:
Учитель марийского языка Федотова Т. С
2015 г.
ЦЕЛЬ:
Расширить и углубить знания детей о Республике Марий Эл, формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
Публикация «Путешествие по родному краю Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
1. Расширять представления детей о родном крае.
2. Познакомить с гербом, флагом, мелодией гимна Республики Марий Эл.
Развивающие:
1. Развивать понимание личной ответственности детей за будущее родного края.
2. Развивать творческие способности, воображение воспитанников.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей любовь к родному краю, бережное отношение к природе, чувство патриотизма.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЯ:
Макеты леса и города, пазлы с гербом и флагом Республики Марий Эл, марийская мелодия, проектор, запись голосов птиц, гимн Республики Марий Эл, нарисованная на ватмане карта села.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседа о правилах поведения в лесу; рассматривание герба и флага страны и республики; рассматривание различных зданий и сооружений.
Ход НОД:
Звучит марийская музыка. Заходит воспитатель в национальном платье. Здоровается.
Воспитатель: Поро кече, дыр-рвезе-влак! Я пожелала вам доброго дня, ласкового солнышка. Пожелайте и вы друг другу, и мне то же самое: «Поро кече!»
Ребята, покажите мне свои ладошки. А теперь потрите их друг об дружку. Что вы чувствуете?
Дети: Тепло.
Воспитатель: Поделитесь своим добром, теплом с друзьями. А как это можно сделать?
Дети: Взявшись за руки!
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете –
Есть родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живём…
Края свои родные…
Мы «Марий Эл» зовём…
(В. Карасёв).
Воспитатель: Ребята, скажите, а в какой республике мы живём?
Дети: Мы живём в Республике Марий Эл.
Воспитатель: Правильно. Марий Эл – это наша родина. Как называется столица нашей родины?
Дети: Йошкар-Ола.
Воспитатель: А вам хотелось бы там побывать?
Дети: Да-а-а!
Воспитатель: У меня в руках волшебный серебряный клубочек. Он нам поможет попасть в город Йошкар-Ола. А для этого нам надо произнести волшебные слова.
Воспитатель кидает на пол клубок и произносит: «Катись, катись, клубочек, по лугам и по полям, покажи нам край родимый! Помоги быстрее очутиться в нашей столице».
Клубок направился в сторону леса. Вокруг деревья,пенечки. На экране изображение леса (слайд 1).
Воспитатель: Ребята, куда же привёл нас клубочек?
Дети отвечают: В лес!
Воспитатель: Наш марийский лес можно назвать царством грибов, ягод, птиц и зверей. Лес – это огромная кладовая природы. Ценность его не только в красоте, но и в большой пользе для человека. Ребята, почему мы дружим с лесом?
Дети: Лес нас кормит, одевает, лечит, успокаивает.
Воспитатель: А чем же он кормит?
Дети: Ягодами, грибами, орехами.
Воспитатель: А какие лесные ягоды вы знаете?
Дети: Земляника, черника, клюква, малина.
Воспитатель: Назовите мне, какие названия грибов вы знаете?
Дети: Подберёзовики, подосиновики, грузди, лисички, рыжики, маслята, волнушки.
Воспитатель: Для чего людям нужен лес?
Дети: В лесу много разных деревьев. А из дерева можно построить дом, сделать мебель, изготовить карандаши, бумагу для книжек и тетрадок.
Воспитатель: Молодцы, ребятки! Не зря клубок привёл нас в лес. Давайте теперь сядем на пенёчки, отдохнём. Я буду загадывать вам загадки о том, какие звери и птицы живут в нашем лесу (слайды2,3,4).
«Посмотрите-ка, какая!
Вся горит, как золотая –
ходит в шубке дорогой,
хвост пушистый и большой»
(Лиса).
«Сама небольшая, шкурка пушистая,
Прыгает, играет, летом запасы собирает,
Зимой их поедает»
(Белка).
«Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет»
(Волк).
«Не барашек и не кот. Носит шубу круглый год. Шуба серая для лета. Для зимы другого цвета».
(Заяц).
«Вперевалку зверь идёт по малину и по мёд. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, лезет в яму до весны, где он спит и видит сны».
(Медведь).
«Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко».
(Лось).
«Полежала между ёлками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала».
(Ёж).
«Я день-деньской стучу, стучу, я врач лесной, я лес лечу».
(Дятел).
«У неё глаза большие, хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает, спит на дереве лишь днём».
(Сова).
«Кто эта птица? Никогда не строит для себя гнезда, соседками яйца оставляет и о птенцах не вспоминает».
(Кукушка).
Воспитатель: Очень хорошо, что вы все узнали наших лесных жителей. Лес для них – и дом, и столовая. А сколько в лесу таинственных звуков, запахов и секретов. Давайте, послушаем голоса птиц. (Включается диск с пением птиц). Лес, как и всё живое, требует бережного отношения к себе. Какие правила поведения в лесу вы знаете?
Дети рассказывают:
- Не ломать ветки, не повреждать кору дерева.
- Не собирать берёзовый сок – это вредит дереву.
- Не рви цветка в лесу, на лугу.
- Не сбивай грибы, даже несъедобные.
- Не обрывай паутину и не убивай пауков.
- Не разоряй муравейник и гнёзда шмелей.
- Не подходи близко, не разоряй птичьи гнёзда.
- Не шумите, не кричите в лесу.
- Не разжигайте костров без необходимости.
- Не оставляйте в лесу мусор.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете правила поведения в лесу. Вы, наверное, устали сидеть. Давайте мы с вами поиграем.
- Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Ручками хлопают, ножками топают,
глазками моргают, после отдыхают.
Давайте, подышим свежим воздухом. (Глубокий вдох и выдох).
Воспитатель: Мы с вами отдохнули, а теперь продолжим путь. Клубочек, веди ты нас вперёд!
Воспитатель снова бросает клубок. Дети идут за ним. Из мягких модулей построены высокие дома. На экране изображение города Йошкар-Ола (слайд5).
Воспитатель: Ребята, а вот и наш город! Йошкар-Ола – столица Республики Марий Эл. Он красив, цветущий, величавый. Улицы просторные, светлые (слайд 6). В городе много заводов, фабрик (слайд 7, больниц, школ, театров, детских садов (слайд 8). И в каждом детском саду весело живут детишки.
Думаю, что вам всем нравится наш город Йошкар-Ола. Давайте скажем ему красивые слова. Какой наш город? (Наш город праздничный, солнечный, зимний, ночной, спортивный, культурный, молодой, белый, яркий, красивый и т. д.).
Ребятки, я приготовила два конверта. В них – игра. Вы должны из отдельных частей собрать целое и сказать, что у вас получилось.
(Дети встают вокруг стола, собирают пазлы. В это время звучит тихая лёгкая музыка).
Воспитатель задаё т вопрос: Что же у вас получилось?
Дети: Это герб и флаг нашей Республики Марий Эл.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием.
Давайте рассмотрим герб. Что вы видите?
Дети: Медведя!
Воспитатель: Медведь с золотыми когтями, зубами и чёрными глазами. Что он держит в правой лапе?
Дети: Меч.
Воспитатель: Меч с золотым молотом. А в левой лапе золотой щит с изображением скошенного марийского креста. Гербовый щит увенчан короной. (Воспитатель показывает на картине). Меч символизирует власть, твёрдость, готовность к защите отечества. Молот – символ ремесла и промышленности, трудолюбия. Золотая корона олицетворяет государственную власть. Теперь мы с вами рассмотрит государственный флаг Республики Марий Эл.
Флаг представляет собой прямоугольное белое полотно с полоской с марийским орнаментом и посередине помещён государственный герб. Белый цвет флага древний национальный символ марийского народа, а также символ чистоты, добра, светлых помыслов.
Сейчас вы послушаете гимн нашей республики. Когда звучит гимн, все перестают разговаривать, встают, мужчины снимают головные уборы и слушают. Вот какая это важная песня. Под звучание гимна самым выдающимся людям, артистам, спортсменам, учёным, писателям вручаются награды, молодые воины принимают присягу, то есть, дают Родине клятву в верности, обещание защищать её от врагов. (Включается гимн Республики Марий Эл).
Пока вы ещё маленькие, ещё не можете ничего сделать для своего края, но вы можете сделать наш край крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, оберегать и защищать родную природу. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнё мся и все вместе скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!»
Ребятки, а теперь нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. Волшебный клубочек, веди нас домой.
Дети идут за клубочком, возвращаются в садик.
Воспитатель: Ребята, мы с вами совершили удивительное путешествие. И вернулись обратно в нашу малую родину. А ка вы понимаете, что такое «малая родина». (Ответы детей). Да, это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это район, село, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите. Ребята, вы сегодня видели, какая у нас красивая столица Йошкар-Ола. А вы бы хотели, чтобы ваше село тоже было таким же красивым?
Дети: Да-а-а!
Воспитатель: А как это сделать?. Я предлагаю вам помечтать, подумать, что можно построить в нашем селе, а когда вы вырастете, обязательно воплотите свою мечту в реальность. Поэтому сейчас вы нарисуете свою мечту на карте нашей деревни-Часовенная.
Коллективное рисование на большом листке бумаги.
Воспитатель: Какая интересная карта у нас получилась! Нам всем хотелось бы, чтобы наше село было таким в будущем, как вы нарисовали! Мы эту карту повесим в раздевалке, и вы покажете ее своим родителям.
Ну, вот наше путешествие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей:
Воспитатель: Что больше всего понравилось?
Ответы детей:
Воспитатель: Спасибо большое и вам, дорогие ребятки, и тебе, волшебный серебряный клубочек! Чеверын!