Надежда Гусева
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Прогулка по осеннему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Место НОД в изучении темы: непосредственно образовательная деятельность проведена в соответствии с календарным планом воспитательно-образовательной работы по образовательной программе дошкольного образования.
Цель: обогащение представлений детей о сезонных изменениях в жизни растений, животных и птиц.
Задачи приоритетной образовательной области
Познавательное развитие:
• закреплять представление детей о взаимосвязи в природе;
• способствовать развитию у детей эмоционально-положительного отношения ко всему живому;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе „Прогулка по осеннему лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
• воспитывать доброту, чуткость, интерес к жизни животных и птиц.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей.
Речевое развитие:
• обогащать активный словарь детей по теме «Поздняя осень»;
• развивать связную диалогическую и монологическую речь.
Социально-коммуникативное развитие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность прийти на помощь в трудную минуту.
• способствовать созданию активного психологического настроя детей
Цель применения ИКТ в НОД: активизировать познавательную деятельность детей.
Планируемый результат НОД: ребёнок обладает элементарными представлениями об окружающем; проявляет любознательность; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; умеет устанавливать причинно-следственные связи, приспособления животных к сезонным изменениям; ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности.
Предпосылки УУД:
коммуникативные - умение слушать взрослого и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности.
познавательные – умение воспринимать информацию, выделять существенные связи объектов окружающего мира.
регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Личностные – умение оценивать собственную деятельность и свои возможности.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Поздняя осень», листья разных деревьев, орехи, семена, сухофрукты, жир или сало, упаковка от йогурта, шпагат, карандаш.
Деятельность воспитателя
Этап № 1. Вводная часть – мотивационный этап
Цель: создание игровой мотивации на помощь Бельчонку
Воспитатель рассказывает детям о том, что утром по дороге в детский сад услышала чей-то плач. Это плакал Бельчонок. Он рассказал, что в их лесу происходит что- то странное: куда- то пропали его друзья, Кузнечик, Ёжик и Скворец. А сам лес стал вдруг пустым, холодным и некрасивым. Бельчонок попросил помочь ему разобраться, что же случилось с его лесом, в котором ему всегда жилось весело и беззаботно.
Ребята, поможем бельчонку?
Ну а для этого нам придётся отправиться в лес. Давайте, посмотрим в окно, какая на улице погода?
Педагог обобщает все ответы.
Верно, ребята, наступила осень и поэтому на улице сейчас пасмурно, холодно.
Дует ветер,
набежали тучки, и закапал дождь.
- Дети, послушайте внимательно и повторите песенку дождя
// -// - ; - // // //-; // // // (дети хлопками повторяют ритм «дождя»)
Ну, вот дождик закончился, и мы можем отправляться в лес.
Этап № 2. Основная часть
• Цель: расширять представления детей о жизни растений, животных и птиц в холодное время года; активизировать словарь: серебряная, осёдлые, перелетные, кочевые, зимующие. Цель: развивать умение слушать взрослого, отвечать на поставленные вопросы полными ответами, участвовать в совместной деятельности, развивать логическое мышление
Слайд 1. Лес.
Посмотрите, ребята, сколько деревьев в лесу. А какой красивый коврик на земле. Из чего он соткан? Верно, коврик из листочков, которые упали с деревьев.
Дети собираются перед экраном
Игра «Назови листочек».
Я называю дерево, а вы называете какой листочек.
дуб – …
клён – …
осина - …
рябина-…
берёза-…
тополь-…
калина –…
Ребята, расскажите бельчонку, почему опали листья?
-Дети на что похожи листья? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика
На мою ладошку лист похож у клена:
Осенью оранжевый, летом – он зеленый,
Словно перышки листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья как монетки,
У каштана – словно опахало.
Было листьев очень много летом,
Осенью их очень мало стало
Слайд 2. Поздняя осень.
Правильно, деревья скинули листву, потому что наступила поздняя осень, которую в народе ещё называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.
Слайд 3. Насекомые осенью.
Ребята, а бельчонок спрашивает, а куда пропал его друг кузнечик?
Действительно с наступлением холодов, все насекомые прячутся, кто- то под кору деревьев, кто- то глубоко в землю. Ребята, а когда мы снова с ними увидимся?
Слайд 4. Животные в спячке.
Ребята, а только ли насекомые уходят в спячку на зиму?
А кто ещё? Каких животных мы с вами не встретим зимой? Почему?
Верно, в природе всё взаимосвязано: давайте посмотрим на слайд. Наступила осень, стало холодно, опадают листья, растения перестают расти, некоторым животным стало нечем питаться и они впадают в спячку, среди них и твой друг ёжик.
Слайд 5. Перелётные птицы.
Ребята, а кто может рассказать бельчонку, куда пропал его третий друг Скворец?
Верно, есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?
- А почему же они улетают?
Слайд 6. Осёдлые птицы.
Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми.
В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда — вкусная сосновая хвоя. А вот тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.
Слайд 7. Кочующие птицы.
Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Это кочующие птицы. К ним относятся щеглы, клёст, свиристель.
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы?
- Верно, конечно, они ждут помощи от нас зимой. И мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Игра «Улетают – не улетают».
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец, жаворонок. Дети машут руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседают.
Ребята, а гуляя по осеннему лесу, можно узнать какая нас ждёт зима. Послушайте народные приметы.
- Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
- Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
- Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Физкультминутка
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув влево,
На сучок она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень. Дети выполняют движения по тексту
Слайд 8.
Белка очень тщательно готовится к зиме. Осенью она делает запасы грибов, орехов, семян и плодов на зиму. Белка зарывает каждую осень от 1000 до 10000 орехов в разные тайники. Но иногда белка забывает, что и куда она положила. Спрятанные орехи и семечки прорастают, из них получаются новые растения.
Скоро зима животные и птицы могут голодать. Им очень трудно найти себе корм в это время года.
Ребята, а мы с вами можем помочь
белочкам? Как?
Давайте сейчас вместе сделаем «Ореховое лакомство».
Продуктивная деятельность (7 мин.)
Цель: изготовление лакомства для белочки и птиц.
Нам понадобятся: орехи, семена, сухофрукты, жир или сало, упаковка от йогурта, шпагат, карандаш.
Что нужно делать:
1. Положите в тарелку орехи, семена, сухофрукты. Добавьте сало и скатайте из всего шарик.
2. В стаканчике из под йогурта есть отверстие, проденьте в него верёвочку.
3. Положите смесь в стаканчик, слегка прижимая её ложкой. Поставим стаканчик в холод (холодильник) на ночь, чтобы смесь застыла.
4. Снимите стаканчик, к концу шпагата привяжите палочку, чтобы на неё могла сесть птица. Вывесите угощение на улицу.
- Ребята, завтра наши ореховые угощения будут готовы, и мы привяжем вкусное лакомство на деревья для наших белочек или птичек. Пусть это ореховое угощение порадует их в морозные зимние дни.
Дети выполняют действия по указанию воспитателя
Этап №3. Рефлексия (3 мин.) Итог.
Игра «Хорошо – плохо»
- В народе говорят: «Мигнула липа желтым листом – осень позвала». А хорошо или плохо, что пришла осень? Каждый ребенок строит предложение, начиная со слов «Хорошо, что осень пришла, она…» или «Плохо, потому что осенью…»