Оксана Фендрикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Транспорт» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по формированию лексико-грамматических средств языка
и развитию связной речи
Тема: «Транспорт»
Составила: учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 16» Фендрикова О. В.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Транспорт“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт»
Программные задачи:
- коррекционно-образовательные : расширить словарный запас детей по теме «Транспорт»; изучить понятия «наземный, водный, воздушный»; умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; упражнять в употреблении приставочных глаголов; вспомнить названия профессий людей, управляющих транспортом.
- коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов детей (внимания, мышления, памяти); развитие зрительного и слухового восприятия; развитие мелкой моторики рук, координации.
- коррекционно-воспитательные: формировать навыки активности, самостоятельности, доброжелательности, умения работать в команде.
Оборудование: картинки с различными видами транспорта; разрезные картинки с водным, наземным, воздушным транспортом; изображение светофора; круги зеленого, красного и оранжевого цветов (сигналы светофора); изображения воды, неба, дороги, тени, вода, стакан, магнит.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Настрой на занятие.
Мы будем заниматься,
Мы будем все стараться,
Громко, чётко говорить,
Думать и не спешить!
Звуки транспорта.
- О чём сегодня будем говорить? (о транспорте)
2. Расширение словаря детей по теме «Транспорт».
Познакомить детей с названиями различного транспорта, попросить детей показать различные части транспорта : колёса, фары, кабина, зеркало, кузов, дверь, стекло.
Дидактическая игра «Что? Где?»
Речь с движением «Транспорт»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем транспорт называть (шаги на месте,
По земле пассажиров возят (хлопать в ладоши)
Машина, автобус и поезд (вращать перед собой воображаемый руль,
Самолёт идёт на взлёт (поднять руки в стороны, покачивать ими,
как самолёт крыльями).
Корабль по морю плывёт (соединить ладошки, изображая нос корабля, слегка «покачиваться не волнах»)
На доске карточки с изображением дороги, моря, неба.
Логопед поочерёдно демонстрирует картинки с транспортом. Дети должны определить, какой транспорт движется по земле, какой по воде, какой по небу и прикрепить карточки под соответствующим изображением.
Лодка, пароход, яхта, катер – вода.
Самолет, вертолёт – воздух.
Автобус, трамвай, троллейбус, легковой автомобиль – дорога.
Логопед: - Дети, как мы назовём одним словом транспорт, который движется по воде?
Дети: - Водный.
Логопед: - А транспорт, который летит по небу (который мы можем увидеть в воздухе?
Дети: - Воздушный.
Логопед: - А как мы назовем транспорт, который движется по дороге (по земле?
Дети: - Наземный.
Игра «Воздух, земля, вода» (дети показывают)
3. Дидактическая игра «Профессии».
Дети рассказывают по картинкам:
- Это самолет. Самолетом управляет летчик (пилот).
- Это поезд. Поездом управляет машинист.
- Это машина. Машиной управляет водитель.
- Это корабль. Кораблём управляет капитан.
- Это автобус. Автобусом управляет водитель.
Логопед: - Профессия водителя очень трудна. Надо постоянно следить за дорогой, знаками – это очень сложно. Машин на наших улицах много, и мы с вами должны быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
Логопед: - Что помогает нам перейти дорогу?
Дети: - Светофор.
Логопед: - Правильно. Предъявляется предметная картинка с изображением светофора. На какой сигнал светофора мы можем переходить дорогу? А на какой сигнал нельзя?
Дети: - На красный переходить дорогу нельзя. А на зелёный можно.
Физ. минутка.
Игра «Зеленый, желтый, красный»
Вот круги – три разных цвета, вам игра знакома эта?
Если красный покажу – всех похлопать попрошу,
Если желтый покажу – всех потопать попрошу,
Ну, а если зелёный цвет – всем: «Ура!» кричать в ответ.
(предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный
4. Игра «Закончи предложение».
Логопед: «Ребята, я буду вам говорить предложения, а вы должны будете заканчивать его одним словом».
Ночью в гараже стоят … (машины)
Их заправляют … (бензином)
В темноте машины включают … (фары)
У машин не ноги, а … (колеса)
5. Дидактическая игра «Собери слово».
Логопед раздает детям карточки с изображением транспорта и предлагает детям определить количество слогов в этих словах. Количество слогов определяется хлопками.
6. Дидактическая игра «Большой – маленький». (игра с мячом)
Логопед: - Сейчас я буду назвать вам виды транспорта (или его часть) а вы должны назвать его ласково.
Пароход - пароходик
Самолёт - самолётик
Машина - машинка
Колесо - колёсико
Вагон - вагончик
Вертолёт – вертолётик
7. Игра «Путешествие машины»
На улице нашей
Машины, машины.
Машины малютки,
Машины большие.
Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
Логопед: - Посмотрите на картинку. Предлагаю вам составить небольшой рассказ о путешествии машины. (Дети составляют рассказ, используя приставочные глаголы: машина выехала из гаража, поехала по дороге, объехала лужу, подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста и поехала по дороге дальше).
8. Игра «Какой транспорт?» (рассматривают транспорт через стакан)
Дети составляют предложения: Я вижу….
9. Развитие мелкой моторики.
Разрезные картинки.
10. «Найди пару»
Дети ищут тень транспорта.
Итог:
Логопед: «Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили (о транспорте? А о каком транспорте (наземном, водном, воздушном? Что помогает регулировать движение на дороге? Как называются профессии людей, управляющих транспортом?