Денисова Кристина Евгеньевна
Конспект НОД с использованием логических блоков Дьенеша «Поможем Фее Математики» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по ФЭМП в старшей группе
с использованием логических блоков Дьенеша.
Тема: «Поможем Фее Математики»
Виды деятельности: познавательная и игровая.
Цель: формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД с использованием логических блоков Дьенеша „Поможем Фее Математики“ в старшей группе» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Создать условия для закрепления порядкового счета в пределах 10, обратного счета; формировать умение выявлять в объектах (ЛБД) разнообразные свойства (форма, цвет, размер, толщина, называть их,
закрепить умение ориентироваться на листке бумаги, в пространстве относительно себя и относительно других предметов;
Развивающие:
Развивать память, внимание, воображение, наблюдательность, стимулировать познавательную активность.
Воспитывающие: Воспитывать самостоятельность, умение доводить начатую работу до конца, желание работать в коллективе, умение выслушать товарища, не перебивая его.
Материал раздаточный : Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», карточки с цифрами 1-10; лист бумаги А4, поделенный на 9 клеток (3Х3) на каждого ребенка.
Демонстрационный: 2 обруча красный и синий, «волшебная» палочка, сундучок.
Методические приемы:
вопросы (прямые, поисковые); оценка ответов детей (положительная); указания, поощрения, демонстрация, наглядное моделирование (обручи, вводная беседа, физминутки, дидактическая игра, сюрпризный момент.
Предварительная работа: заучивание слов физминутки, проведены дидактические игры и упражнения с ЛБД «Раздели блоки», «Цепочка», «Найди клад» и др.
Ход НОД:
Дети стоят в кругу на ковре вместе с воспитателем
Вос. :- Справа друг и слева друг сделали большой мы круг.
Ребята, за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь.
Стук в дверь, воспитатель приносит посылку
Вос. : - Ребята, посмотрим, что там внутри? Нас просит о помощи Фея Математики…сломалась волшебная палочка, закончилась математическая энергия (педагог демонстрирует «волшебную палочку», «нажимает» на кнопку, палочка не светится). Для того, чтобы она вновь заработала, вы должны правильно выполнить все математические задания.
- Поможем Фее? (Ответы детей)
Вос. : - Итак, приступим к выполнению ответственного поручения. Первое задание – разминка.
- Нужно быстро ответить на вопросы:
Сколько носов у трёх котов(3,
Сколько ушей у двух мышей(4,
Какая цифра спряталась в слове семья(7,
Сколько пальцев на одной руке(5,
Сколько раз в году бывает день рождения(1,
Сколько глаз у любого из нас(2,
Сколько орехов в пустом стакане(0)
-Молодцы! Очень быстро соображаете!
Вос. : - Пора приступить ко второму заданию. Приглашаю вас занять свои рабочие места за столами. Сели удобно, спинка прямая.
У каждого ребенка на столе набор ЛБД, лист бумаги А4 в клетку (9 клеток). На доске продублирован лист в клетку с треугольной крышей – «дом» в три этажа, плоские геометрические фигуры нужных цветов.
Вос. : - Ребята, Фея Математики попросила нас помочь заселить в этот дом необычных жильцов – логические блоки. Давайте вспомним, на что похожи эти блоки? … ( На разные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник).
–Совершенно верно! Значит они различные по какому признаку? … (По форме)
–Абсолютно точно! А кроме формы у блоков есть отличия? … (Да, по цвету, размеру, толщине)
-Ярослав, какого размера логические блоки? (большие и маленькие) Да!
-Как блоки различаются по толщине, нам скажет Глеб. (толстые и тонкие) Хорошо!
-Чтобы гости не заблудились, я напоминаю, что мы всегда читаем и ведем отсчет слева направо.
-Вот прибыл первый гость: большой, толстый, желтый треугольник (дети находят в наборе логический блок с указанными признаками). Покажите мне его. …
- Он займет квартиру на 2 этаже третью по счету. … (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).
- Вторым приехал большой тонкий синий круг, его квартира 1-я на 3-ем этаже. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).
-Ребята, появилась целая компания гостей. Маленький тонкий синий квадрат будет жить во второй квартире на 1 этаже. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).
-Большой тонкий красный квадрат заселился в третью квартиру на третьем этаже. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).
-Маленький толстый желтый прямоугольник будет жить на втором этаже в квартире №2. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).
-А большой толстый желтый квадрат заселился в первую квартиру на первом этаже. (дети ставят блок в нужную клетку, воспитатель дублирует действие на доске).
(клетки заполняются таким образом, чтобы осталось по одной свободной на каждом этаже и чтобы прослеживалась закономерность по какому-либо признаку: размер, толщина, цвет, форма).
Восп. - Наши глазки долго и внимательно смотрели, нам помогали, а теперь мы о них позаботимся – сделаем зарядку. Смотрим на ручку, голова не подвижна (Воспитатель «рисует» ручкой в воздухе геометрические фигуры, а дети следят, чередовать с быстрым морганием, зажмуриванием, в конце – «Утюжок»)
-Ребята, вставайте на ноги, покажите, как вы живете.
- «Как живешь? – Вот так! Дети выставляют руку вперед, большой палец вверх.
Как идешь? – Вот так! Шагают на месте.
Как стоишь? – Вот так! Встать прямо, руки прижать к туловищу,
Как бежишь? – Вот так! Бег на месте.
А как спишь? – Вот так! Положить ладони под щеку, закрыть глаза.
Как шумишь? – Вот так! Попрыгать, хлопая в ладоши.
А молчишь? – Вот так! Приложить палец к губам (Повтор 2 раза)
-Вижу, замечательно живете!
Вос. : – Ребята, присаживайтесь на место. …
- В доме остались свободные квартиры. Заселите их так, чтобы по горизонтали у всех жильцов был хотя бы один общий признак, т. е на каждом этаже жильцы должны быть чем-то похожи.
- Какие будут предложения? Дети предлагают способы заполнения клеток. На втором этаже – желтые, на первом – квадратные.
Молодцы! Отлично справились с заданием!
-Ребята, нравится вам помогать Фее? (Да) Тогда следуйте за мной!
Дети с педагогом переходят на ковер. На столе разложены карточки с цифрами от 1 до 10 картинкой вниз (по количеству детей).
Вос. : – Ребята, сейчас вам предстоит новое испытание. Каждый возьмет себе карточку с цифрой, по команде нужно построиться по порядку, называя свой порядковый номер.
- Задание понятно? Начали! Дети выбирают карточку, называют свой порядковый номер, находят свое место в числовом ряду.
- Молодцы! А теперь разойтись, построиться в обратном порядке! Дети выполняют задание, стоят в шеренге (пересчет от 10 до 1)
Вос. : Правильно выполнено задание? (ответы детей)
- Шаг вперед тот, у кого число, которое больше 5 на 1. Смелее, решительнее, Алиса, ты все верно делаешь. Ребенок с цифрой 6 на карточке делает шаг вперед.
- Шаг вперед тот, у кого число, которое меньше 10 на 1…
- число, которое стоит между 7 и 9…
- соседи этого числа 3 и 5. Молодцы!
Д/и «Игра с двумя обручами»
На полу два обруча (синий и красный, обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть). Воспитатель предлагает кому-нибудь выбрать блок, назвать его свойства и положить так, чтобы он оказался:
-Внутри синего, но вне красного обруча;
-Внутри красного, но вне синего;
-Внутри обоих обручей;
-Вне обоих обручей.
-Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями. А помогли вам в этом ваши знания и то, что вы были дружными, внимательными, сообразительными.
-Ребята, вы выполнили все задания, как думаете, волшебная палочка загорится? Почему (да или нет) - Ой, ребята, смотрите! Волшебная палочка заработала!
-Включая палочку, воспитатель спрашивает, что нам для этого пришлось сделать?
-Что было для вас самым интересным? Даша? Выслушать ответы всех детей.
-Ребята, а что показалось вам самым трудным? ….
Восп. : За то, что вы так дружно работали, Фея математики дарит вам эту волшебную палочку.