МААМ-картинки

Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольников (5 фото)

Надежда Новожилова
Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольников
▼ Скачать +Заказ

Цель: формирование основ финансовой грамотности посредством сюжетно– ролевых игр с использованием нетрадиционного дидактического материала, которым являются Логические Блоки Дьеныша и палочки Кюизенера.

Задачи:

Образовательные:

Формировать предпосылки финансовой грамотности детей через сюжетно-ролевую игру с использованием нетрадиционного дидактического материала;

Публикация «Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах

Продолжать формировать сенсорные эталоны;

Продолжать формировать умение сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине;

Продолжать формировать умение детей подбирать предметы и атрибуты для игры.

Развивающие:

Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

• Развивать познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения;

• Развивать речь детей, пополнять активный и пассивный словарь детей;

• Развивать и обогащать сюжет игры;

• Развивать интерес к людям разных профессий.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономичность;

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Актуальность:

Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка - дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.

Начав работу по формированию финансовых представлений у детей, я наметила задачи:

• проанализировать особенности образовательных игр, выстроить систему работы по их организации;

• побуждать детей правильному отношению к деньгам, способам их разумного использования;

• побуждать детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).

Работая по данному направлению, я пришла к выводу, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности.

Таким образом, актуальность моего опыта состоит в том, чтобы посредством нетрадиционного игрового материала обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.

Предпосылками использования нетрадиционного игрового материала, а именно Блоков Дьеныша и Палочек Кюизенера в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста, послужило много факторов:

Наличие интереса детей к данному игровому материалу;

Работа кружка в группе «Волшебные палочки Кюизенера» по разработанному перспективному плану на текущий учебный год;

Наличие большого количества методической литературы и методических пособий по теме, что даёт большие возможности в реализации задуманной идеи;

Заинтересованность и поддержка родителей в реализации данной методической разработки на практике.

Работа проходила в несколько этапов.

1 этап – подготовительный

1. Изучение методических материалов.

2. Создание необходимых условий для реализации методической разработки.

3. Создание развивающей среды.

4. Накопление опыта работы детьми с нетрадиционным игровым оборудованием, карточками-схемами, игровой документацией.

5. Разработка мероприятий.

К началу опробирования методической разработки мною был произведён анализ знаний детей по работе с блоками Дьеныша и палочками Кюизенера. Так как работа с блоками Дьеныша началась с младшего дошкольного возраста, то выяснилось, что дети обладали достаточными знаниями на таких этапах освоения методики как: «Игровой», «Сравнение», «Поисковый». Дополнительных игровых навыков с блоками Дьеныша потребовалось на более сложных этапах.

На этапе «Знакомство с символами» я продолжила знакомить детей с кодовыми карточками. Объясняла детям, что угадать блоки нам помогут карточки.

Показывала 4 карточки геометрических фигур – эти карточки обозначают форму предмета (предлагалась игра).

Затем 3 цветных пятна – цвет фигуры (предлагалась игра).

Предлагала рассмотреть карточки с домиками большим и маленьким – размер фигуры.

Карточки с человечками толстым и худым – толщина фигуры.

Следует отметить, что в настоящее время в интернет – ресурсах встречается большое количество схем – карточек к блокам Дьеныша, поэтому перед началом работы по этой методике, мне пришлось ознакомить детей со значением всех возможных встречающихся условных обозначений.

Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках. Это позволяло развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

На «Соревновательном» этапе, научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и выкладывали свою схему. Использовались игры: «Рассели жильцов», «Этажи» и т. д. В игру с блоками включался соревновательный элемент. Использовались такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывал тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

На этапе «Отрицание» игры с блоками значительно усложнялись за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т. д. Например, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

Опыт работы с палочками Кюизенера дети накапливали в ходе работы кружка «Волшебные палочки Кюизенра», который нам впоследствии так же пригодился в организации сюжетно-ролевых игр.

Затем с детьми была проведена беседа «Деньги бывают разными», с помощью которой я подвела детей к тому, что блоки Дьеныша и карточки-схемы к ним, а так же палочки Кюизенера, можно использовать в сюжетно-ролевых играх, где они будут выполнять, например, роль денег.

Чтобы сделать игры более интересными и задействовать как можно большее количество детей, я расширила сюжет игры, внедрив роль бухгалтера, который рассчитывает стоимость товара и роль мерчендайзера, человека, который занимается выкладкой товара на прилавок и установкой ценников на товар. С детьми были проведены предварительные беседы, в ходе которых они знакомились с этими профессиями.

Введение новых ролей в игру повлекло за собой идею разработки рабочей документации – накладных, которые помогли систематизировать и конкретизировать действия детей, заинтересовать их работой с серьёзными документами, точностью работы с ними и бережным к ним отношением, обогатило словарь детей новыми понятиями.

Предварительно дети приобретали игровой опыт в играх: «Сколько стоит помидор? (огурец, лук и т. п., «Рассчитай цену товара по накладной», «Найди ценники для продуктов» и т. п. Такие же игры предлагались детям и с палочками Кюизенера.

Следует отметить, что главной задачей педагога перед организацией игры является - обеспечение каждого участника игры необходимым количеством игрового материала. Чтобы ребёнок не запутался в карточках-схемах, так как их очень большое количество, желательно, конкретизировать игровые действия детей, например, заранее изготовить записку, в которой будет указываться, что нужно купить в магазине и сформировать нужный для этих покупок набор карточек-схем – «денег». В последствие, в ходе игры дети самостоятельно изготавливали такие записки с помощью зарисовок или буквенных символов.

Большую роль на данном этапе сыграли родители воспитанников, которые обеспечили наличие плоскостных наборов палочек Кюизенера на каждого ребёнка, а так же родители принимали активное участие в создании игровых атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Для создания атмосферы «бухгалтерии» в группе появились калькуляторы, счёты, специальные вывески, телефоны и многое другое.

На момент завершения подготовительного этапа дети в достаточной степени обладали навыками игры с нетрадиционным дидактическим материалом, понимали суть его использования в сюжетно-ролевых играх. В группе было создано необходимое игровое оборудование для игр: бейджики, схемы-деньги (билеты, наборы документов – накладных.

2 этап – основной (практический)

До начала игры в группе была создана игровая обстановка. Началом игры было создание проблемных ситуаций. Дети самостоятельно распределяли роли (по интересам, создавали ситуации, побуждающие вступать во взаимоотношения друг с другом. Дети с удовольствием играли, умело пользовались нетрадиционным дидактическим материалом (как блоками Дьеныша, так и палочками Кюизенера, старались добросовестно выполнить обязанности, которые подразумевала та или иная роль, которую они взяли на себя. В ходе игры царила атмосфера дружбы, взаимной поддержки и неподдельного интереса.

3 этап – заключительный

На заключительном этапе мною был проведён анализ внедрения методической разработки на практике, в ходе которого выяснилось, что все дети овладели игровыми навыками по данной методике.

С детьми была проведена игра «Интервью», целью которой стало - собрать отзывы детей об игре, понравилось ли им пользоваться в игре нетрадиционным дидактическим материалом, в какой роли они чувствовали себя более комфортно и т. д.

В ходе этой игры дети дали высокую оценку методической разработке, делились впечатлениями, высказывали предположения – кем бы они хотели стать в будущем.

Для родителей был подготовлен фотоотчёт и подготовлена консультация «Нетрадиционный дидактический материал, как средство формирования финансовой грамотности детей».

Для педагогов ДОУ был проведён мастер-класс «Использование блоков Дьеныша и палочек Кюизенера в формировании финансовой грамотности дошкольников», целью которого стало – распространение педагогического опыта. А так же была организована выставка методической литературы и пособий, которые бы помогли в освоении данной методической разработки.

Вывод

Таким образом, нетрадиционное использование дидактического материала, а именно логических блоков Дьеныша и палочек Кюизенера, может положительно влиять на формирование финансовой грамотности и решать профориентационные задачи в воспитании детей дошкольного возраста.

Такие игры позволяют активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества, развивать логическое мышление, интерес к людям разных профессий. Дети творчески подходят к решению игровых задач, улучшаются взаимоотношения в детском коллективе.

Дети с удовольствием играют, умело используют нетрадиционный дидактический материал, с каждым разом всё больше и больше накапливая опыт работы со схемами, с элементами кодировки информации, умения вести себя в общественных местах, умения добросовестно относиться к своим должностным обязанностям, которые они взяли на себя в ходе игры.

Новизна данного опыта состоит в использовании нетрадиционного материала, способствующее формированию финансовой грамотности у дошкольников, умению работать с сопутствующими схемами, документами, названия которых вводятся в ходе игр, что делает детей финансово грамотными и компетентными во многих сферах деятельности.

Практическая значимость методической разработки заключается в том, чтобы не только расширить экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономичность.

Развитие этих качеств возможно посредством сюжетно – ролевых игр с использованием нетрадиционного дидактического материала, которым и являются Логические Блоки Дьеныша и палочки Кюизенера.

Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольников
Цель формирование основ Финансовая грамотность деньги Экономическое воспитание финансовой грамотности посредством сюжетно ролевых игр с использованием нетрадиционного дидактического материала которым являются Логические Блоки Дьенеша Блоки Дьеныша и палочки Кюизенера

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Использование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольниковИспользование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников. В связи с возникновением в нашей стране особой.

Конспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группыКонспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группы Конспект НОД по теме: «Грузовик» Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, закреплять навык.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: Формировать элементарные математические представление. Задачи: Обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум.

Конспект занятия в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша «В гости в деревню Простоквашино»Конспект занятия в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша «В гости в деревню Простоквашино» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша на тему: «В гости в деревню Простоквашино».

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

ОД «Путешествие на фабрику конфет». Применение логических блоков Дьенеша и палочек КюизенераОД «Путешествие на фабрику конфет». Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера Веретенникова Полина Владимировна, воспитатель МБДОУ-детского сада № 424, г. Екатеринбург. Путешествие на фабрику конфет. Форма проведения.

Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков ДьенешаРазвитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольников
Опубликовано: 19 октября 2022 в 22:13
+238Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Новожилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД