Наталья Фуфаева
План-конспект ОД по ФЭМП во второй младшей группе с использованием блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с логическими блоками Дьенеша и цветными счетными палочками Кюизенера; упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам: цвету, форме, размеру; использовать блоки в дидактических играх, развивать навыки моделирования; закрепление представлений о времени года – весна.
Задачи:
Образовательные: формировать умение различать и называть геометрические фигуры по форме (круг, квадрат, треугольник, цвету (красный, синий, жёлтый) и величине (большой, маленький);
Темочки:
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Развивающие: развивать умение сравнивать предметы по свойствам (цвету, форме); развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.
Воспитательные: воспитывать умение выполнять действия по инструкции; воспитывать отзывчивость и взаимную поддержку; способствовать формированию интереса к познанию.
Материал для занятия: логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера; игрушка - пчелка; разноцветные цветы из картона; ведёрки 3-х цветов (красное, синее и жёлтое); карточки для работы с блоками Дьенеша и с палочками Кюизенера из альбома «Вместе весело играть. Палочки Кюизенера. Блоки Дьенеша.» (по количеству детей, проектор, экран, картинки с изображением весенней природы, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, бабочки.
Предварительная работа: изучение в игровой форме цветов и геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник); дать представление о том, что геометрические фигуры могут иметь разный размер и цвет; дать представление о временах года: зима, весна. Консультация для родителей на тему: «Игры для детей на изучение формы, цвета и величины».
Ход образовательной деятельности
Дети строятся в круг. Утреннее приветствие.
В нашей группе яркое (подняли ручки вверх)
Солнышко сияет!
Здесь ребята дружные, (хлопаем в ладоши)
Это каждый знает!
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы все сегодня красивые и нарядные! Скажите, а настроение у вас сегодня хорошее?
Дети: Да!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, а какое у нас сейчас время года?
Дети: Весна!
Воспитатель: А как вы догадались? Что же происходит весной на улице?
Дети: Снег тает, солнышко светит, появляется зеленая травка, прилетают птички. (Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы. На экране появляются картинки с изображением весенней природы)
Воспитатель: Правильно, а еще весной просыпаются от спячки разные насекомые: жучки, паучки, бабочки и пчелки. Вот и к нам в гости сегодня прилетела пчелка. А с собой она принесла чудесный мешочек. Хотите посмотреть, что в нем?
Дети: Да!
Воспитатель: Но, чтобы его развязать, нужно разгадать загадки. Слушайте внимательно! Если будет трудно отгадать, то на экране будет появляться подсказка.
Воспитатель читает загадки (на экране появляются геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (Круг).
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда.
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик мой любимый брат,
Потому что я… (Квадрат)
Горы на него похожи.
С детской горкой тоже схож.
А еще на крышу дома
Очень сильно он похож. (Треугольник)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь посмотрим, что же нам принесла Пчелка в чудесном мешочке.
Открываем и высыпаем блоки Дьенеша на ковер.
Воспитатель: Ребята, а что это такое?
Дети: это фигуры!
Воспитатель: Правильно, это фигуры! Ребята, они одинаковые?
Дети: Нет! Они разные. (Дети рассматривают фигуры и отвечают).
Желтые, красные, синие! Большие, маленькие! Толстые, тонкие!
Воспитатель: Ребята, подойдите и возьмите любую фигуру красного цвета. А теперь желтого цвета. А теперь возьмите синие фигуры. Андрюша, какого цвета у тебя, фигура? Как она называется? А у тебя, Лера? А какая фигура у тебя, Майя? Какого она цвета? Положите фигуры в кучку.
Ребята, покажите мне круг! (Дети показывают).
А теперь найдите мне пожалуйста квадраты синего цвета.
А теперь треугольники желтого цвета.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем вместе с Пчелкой.
Физкультминутка «Пчелка»
Дети встают в круг. В середине круга сажаем игрушку Пчелку.
Пчелка утречком проснулась.
Потянулась, улыбнулась. (Тянемся вверх ручками, улыбаемся)
Раз – росой умылась, (умываем ручками лицо)
Два – изящно покружилась, (кружимся)
Три – нагнулаясь и присела, (наклон вперед, приседаем)
На четыре – полетела, (бегаем, машем ручками)
И на стул тихонько села. (Дети садятся на стульчики)
Дидактическая игра «На полянке»
Цель: упражнять в умении классифицировать блоки Дьенеша по цвету.
Оборудование для игры: набор блоков Дьенеша, разноцветные цветы из картона (красного, желтого и синего цвета, три ведерка (красное, синее и желтое).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что пчелы делают мед?
Дети: Да!
Воспитатель: А из чего пчелы делают мед?
Ответы детей.
Воспитатель: Пчёлы собирают нектар из цветов, а потом из нектара делают сладкий мёд. Но посмотрите, здесь очень много цветов, и наша Пчелка не успевают собрать весь нектар, давайте поможем ей его собрать в ведёрки нужного цвета. Нектар - это разноцветные фигурки на цветах. Пчелы делят нектар по цвету. Нужно собрать красный нектар в красное ведерко, синий – в синее ведерко, а желтый – в желтое.
Дети собирают блоки в ведерки по цвету.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы помогли нашей Пчелке собрать нектар. Теперь она сможет сделать много сладкого меда.
Воспитатель: Ребята, а у нашей Пчелки есть подружка. Хотите узнать, кто это?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
Посмотрите на экран, кто это?
На экране появляется изображение бабочки из блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Дети: Это бабочка!
Воспитатель приглашает детей за столы.
Пальчиковая гимнастика «Бабочки»
На лугу среди цветов (Соединить запястья, пальцы развести и слегка согнуть. )
Бабочки порхают. (Разъединить ладони, делать легкие, ритмичные движения пальцами. )
Разноцветные кругом (Сжать руки в кулачки, вытянуть руки вперед, разжать кулачки. )
Крылышки мелькают. (Соединить ладони тыльной стороной, имитировать движения крылышек. )
Дидактическая игра «Смоделируй бабочку»
Цель: развивать цветовосприятие, мелкую моторику пальцев, логическое и образное мышление, навыки систематизации (цвет, форма, размер) и моделирования.
Оборудование для игры: набор блоков Дьенеша (большие круги красного цвета, маленькие круги синего цвета, большие треугольники синего цвета, маленькие треугольники желтого цвета, палочки Кюизенера оранжевого и голубого цветов, карточки для работы с блоками Дьенеша и палочки Кюизенера с изображением бабочки из альбома «Вместе весело играть. Палочки Кюизенера. Блоки Дьенеша.» (для каждого ребенка).
Воспитатель: Ребята, чтобы нашей Пчелке было весело играть со своими подружками, мы с вами соберем бабочек из наших волшебных блоков и палочек.
Дети выкладывают фигуры на карточки. Воспитатель спрашивает, из каких фигур мы сделаем бабочке крылышки, какого цвета? Из каких палочек (длинных или коротких? какого цвета) мы сделаем тело бабочки? А усики?
Воспитатель: Ребята, как много подружек появилось у нашей Пчелки! Спасибо вам, теперь ей будет с кем поиграть! А вам понравилось сегодня играть? Кто к нам приходил сегодня в гости? Что нам принесла Пчелка? Что больше всего вам сегодня понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Пчелка принесла нам разноцветные фигуры. Теперь мы и дальше будем с вами играть с этими волшебными блоками!