НОННА ВИКТОРОВНА МУХИНА
Конспект открытого занятия с использованием блоков Дьенеша «В гости к Мишке мы идём!»
▼ Скачать + Заказать документы
(игровая деятельность с использованием блоков Дьенеша)
Цель: Научить дошкольника решать логические задачи на разбивания по свойствам, работать со схемой.
Образовательные задачи:
- упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина, сравнивать, обобщать, декодировать информацию со знаком отрицания. Уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему.
Развивающие задачи:
- развивать пространственные воображения, умение синтезировать и комбинировать, анализировать и сравнивать ;
Публикация «Конспект открытого занятия с использованием блоков Дьенеша „В гости к Мишке мы идём!“» размещена в разделах
- развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память
- развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию на слух.
Воспитательные задачи:
- воспитывать инициативу, настойчивость в достижение цели, самостоятельность, уважение друг к другу, желание помогать товарищам;
- поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.
Предварительная работа:
- дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек. Тризовские игры. Игры Воскобовича.
Оборудование :
Демонстрационный: блоки Дьенеша, нарисованные закодированные замки, кодовые схемы «Цветы» ,кодовые карточки по 4 признакам (форма,величина,толщина, цвет). Кодовые карточки с заданием (1-4) , карточки с логическими задачами. Круги Эллера. Игра ТРИЗ - «Дорисуй «.
Раздаточный материал: набор блоков Дьенеша (на каждого ребенка, кодовые карточки, разноцветные обручи, карточки с логическими задачами. Схемы «Цветов» на каждого ребенка, цветные восковые мелки, Альбомные листы (на каждого ребёнка).
Прогнозируемый результат:
- Дети смогут моделировать важные понятия математики и информатики. У них ускориться развитие способностей к логическому структурному мышлению.
Ход занятия:
Дети получают письмо, чтобы узнать,кто написал письмо, нужно отгадать загадку :
Три чашки, три постели Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно. (три).
Как увидишь, сразу ясно:
В гости к ним ходить. (опасно).
Убегай скорей, сестричка,
Из окна лети, как. (птичка).
Убежала! Молодец!
Значит, сказке всей. (конец).
По слогам читает Федя:
Это сказка ".. ".
Дети получают письмо от Мишутки, он приглашает детей на свой День рождения.
День рождения у Мишутки Отмечает вся семья. Приходите, будем рады, Будем рады вам, друзья!
Зимняя погода очень похожа на осеннюю и три медведя ещё не спят в уютной берлоге.
Спать пора, но как уснёшь, Если в дом стучится дождь. Сыро, холодно в берлоге, Промочил нам дождик ноги. Не понять – зима иль осень? Мы у вас, ребята спросим. Помогите, подскажите. Вы к нам в гости приходите. Ждёт вас чай и угощение, Мёд и сладкое варенье! (Три медведя).
Воспитатель : -Что бы мы рассказали Мишутке о природе?.
Беседа о временах года. Дети называют основные признаки зимы, читают стихи,пословицы. Игра ТРИЗ «Дорисуй «.
Мнемотаблица " Зима ".
Игра ТРИЗ- «Хорошо –плохо «Зима «. Дети рассказывают о закономерностях в природе.
Работа с кольцами Лулия, показать - время года, месяц, день недели, число.
В день рождения Мишутке дети хотят подарить ему интересную логическую игру «Блоки Дьенеша».
– На что похожи блоки?
- По каким признакам они отличаются?
-Зачем нужны кодовые карточки?
-Что обозначают они? (форму,величину,толщину,цвет).
-Что такое круги Эллера? (они делят блоки но множества, соответственно кодовой карточке).
Задание № 1. Разложить все блоки на три множества (по цвету). Соответственно кодовой карточке
Задание № 2. Разложить блоки в кругах Эллера на большие и маленькие, соответственно кодовой карточке.
Задание № 3 Разложить в один круги Эллера - все квадраты в другой- все треугольники, соответственно кодовой карточке.
Задание № 4.
Разложить в первый круг Эллера – всё круглое, в другой –всё красное, соответственно кодовой карточке.
Как должны расположиться фигуры, образуется три множества. Пояснить, почему?
Решение логических задач. «Найди пропущенную фигуру».
Дети предлагают подарить Мишке цветы. Рассматривают схему цветов, сделанную из кодовых карточек. Дети расшифровывают схему, рассказывают о каждом блоке. Работа за столом. Пользуясь каждый своей схемой, дети самостоятельно конструируют цветы из блоков Дьенеша. Называют, какие блоки они взяли, дают им полную характеристику : форма, размер,толщина, цвет.
Физминутка «Три медведя»
Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх)
Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди)
А сынок — малютка просто. (Присесть)
Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи)
С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)
Дзинь-дзинь,бам- бам, Приходите в гости к нам! (Дети имитируют игру с бубенчиками).
Волшебная палочка воспитателя превращает детей в художников, они рисуют наш прекрасный мир. Забрав свои работы, дети идут в гости к Мишке.
Мишка встречает гостей, принимает подарки и угощает ребят чаем.