Валентина Чапурина
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Пришла весна, прилетели птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшей группы
Тема: «Пришла весна, прилетели птицы»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»
Цель: уточнение и расширение представлений о птицах, об их жизни в весенний период, о видах гнезд и их размещении; развитие познавательных интересов детей; развитие любознательности и познавательной мотивации
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы „Пришла весна, прилетели птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Задачи:
1) Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы («Познавательное развитие»);
2) Уточнять и расширять представления детей о птицах, об их жизни в весенний период, об особенностях их гнездования (на примере ласточки, скворца, кукушки) («Познавательное развитие»);
3) Расширять и активизировать словарный запас детей: птицы, перелетные, зимующие, грач, ласточка, скворец, соловей, кукушка, дятел, сова, синица, гнездо, скворечник, самка, самец, птенцы («Речевое развитие»);
4) Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам; воспитывать любовь ко всему живому («Социально-коммуникативное развитие»).
Методы и приемы:
- практические: дидактические игры: «Прилетели птицы», «У кого кто?», рассматривание изображений, отгадывание загадок, физминутка «Птички в гнездышках сидят»;
- наглядные: рассматривание изображений птиц: грача, ласточки, скворца, соловья, кукушки, дятла, совы, синицы; рассматривание изображений гнезд грача, ласточки, соловья; рассматривание изображений скворечников;
- словесные: загадки, чтение воспитателем стихотворений, рассказ воспитателя о птицах, особенностях их жизни и гнездования.
Материалы и оборудование: фланелеграф; изображения птиц: грач, ласточка, скворец, соловей, кукушка, дятел, сова, синица; изображения гнезд грача, ласточки, соловья; изображения скворечников.
Логика образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня нас ждет много всего интересного. Послушайте загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает…. (весна)
- Правильно, ребята. Скажите, какие признаки весны вы знаете? (весной тает снег, появляются проталины и ручьи, появляются первоцветы, набухают почки).
- Все верно. Но самое главное – это то, что именно весной к нам прилетают птицы. А вы знаете птиц? А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь, - хлопайте в ладоши и топайте ногами.
Д/и «Прилетели птицы»
Прилетели птицы - голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы - голуби, синицы, вороны и страницы.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!
2. Основная часть
- Ребята, посмотрите на фланелеграф. Каких птиц вы узнали? (грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец).
- Правильно. А как всех этих птиц можно назвать одним словом? (перелетные)
- Почему этих птиц называют перелетными? (потому что они улетают на зиму в теплые страны).
- Верно. А почему они улетают в теплые края? (потому что им страшен голод).
- Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением.
Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы.
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И нет их песенок чудесней!
- Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной? (построить гнезда)
- А из чего птицы строят гнезда? (из веточек, соломы, мха, коры, земли)
- Молодцы! А где птицы устраивают гнезда? (на деревьях, на столбах)
- Посмотрите на это изображения. Это гнезда грачей. Грачи вьют гнёзда на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. К формированию гнезда птица относится серьёзно: в ход идут прутики и ветви, сухая трава, мягкие шерстинки.
- Соловьи устраивают в корнях деревьев или кустарников либо прямо на земле, сплетая их из тонких веточек, сухой листвы, стебельков травы и даже корешков.
- А это гнездо ласточки. Ласточка строит свое гнездо из комочков сырой земли. Землю она находит в лужах, скатывает в шарики, приносит их в клюве к месту постройки и прочно прикрепляет к стене, склеивая собственной слюной. Деревенская ласточка для прочности сооружения примешивает к земле соломинки, стебельки, конский волос.
- Ребята, а чем люди могут помочь птицам? (можно сделать и развесить скворечники)
- Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.
- Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц? (вывести птенцов).
- А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца? (самка)
- А кто кормит самку, пока она высиживает яйца? (самец)
- А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!
- А теперь давайте немного отдохнем.
Физмунутка
Птички в гнездышках сидят
И на улицу глядят.
Полетать вдруг захотели,
И все сразу полетели.
- А теперь давайте вместе с вами будем отгадывать загадки!
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня. (синичка)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит (Дятел)
Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает. (Сова)
- Молодцы, ребята – всех птиц знаете.
- А теперь давайте немного поиграем. Я буду бросать мяч и называть взрослую птицу, а вы будете называть ее детенышей.
Д/и «У кого кто?»
У кукушки – кукушонок.
У скворца – скворчонок.
У грача – грачонок.
У аиста – аистёнок.
У журавля – журавлёнок.
У гуся – гусенок.
У утки – утенок.
У страуса – страусенок.
У орла – орленок.
У индюка – индюшонок.
У сороки – сорочонок.
У галки – галчонок.
У совы – совенок.
У дрозда – дрозденок.
У ворона – вороненок.
У снегиря – снегиренок.
У курицы – цыпленок.
3. Рефлексия
- Ребята, расскажите, что мы сегодня делали?
- С какими птицами мы познакомились?
- Что нового вы узнали из сегодняшнего занятия?
- Как нужно себя вести в лесу и парке, чтобы не мешать птицам?
- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились и узнали много нового.