Елена Короткова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Шестиногие соседи по планете»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: местах их обитания, характерных особенностях;
Познакомить детей с взаимосвязью любого живого организма со средой обитания, воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.
Ход занятия:
На какой планете мы живем? (планета Земля)
Кто еще кроме людей, живет на планете? (Животные, птицы, растения, насекомые и т. д.)
Сегодня мы поговорим с вами о наших самых маленьких соседях по планете - насекомых.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста „Шестиногие соседи по планете“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Вот уже наступила весна, солнце с каждым днем все ярче припекает, становится тепло и появляются насекомые. Какие, назовите? (Майские жуки, бабочки, комары, мухи, кузнечики и т. д.)
Давайте посмотрим, как они устроены? (Дети рассматривают модель насекомого). Тело насекомого состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». У насекомых три пары ног, есть глаза, усики, у некоторых есть крылья.
На земле великое множество насекомых. Насекомые бывают большими и маленькими. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие всего один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомые встречаются практически везде: в лесах и полях, водоемах и морях, под землей и в пещерах, высоко в горах и на голых скалах, в жарких пустынях и в районах вечной мерзлоты, а также в наших домах.
Большая часть насекомых поедает зеленые листья, стебли и побеги растений. Пчелы, шмели, бабочки, мухи любят угоститься сладким нектаром цветов. Есть в природе и насекомые-хищники, которые питаются другими насекомыми или их личинками. Быстрокрылая стрекоза, симпатичная божья коровка, зеленый кузнечик – хищные насекомые. В природе у насекомых немало врагов. Но хитрые бабочки и жуки научились ловко прятаться, защитная окраска помогает стать не видимым среди зеленых листьев, трав и цветов. А если надо, то и защищаться от них, у некоторых насекомых есть острое жало, которым они прокалывают кожу врага и впрыскивают в ранку яд. Распознать таких насекомых легко по желто-черной окраске. Знаете ли вы, что это за насекомые? (Шмели, пчелы, осы).
О насекомых придумано много загадок. Например:
1. Нос как спица, острый да тонкий
А голос звонкий. (Комар)
2. Не мотор, а гудит, не пилот, а летит,
Не змея, а жалит. (Пчела)
3. Целый день летает, вам надоедает,
Ночь настанет, тогда и перестанет. (Муха)
4. Шевелились у цветка все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
5. На ромашку у ворот опустился вертолёт -
Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза)
Физминутка "Стрекоза"
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась
Раз-росой она умылась
Два-изящно покружилась
Три нагнулась и присела
На четыре - полетела
У реки остановилась
Над водою закружилась.
Человек в жизни постоянно сталкивается с насекомыми. Одни приносят ему вред: поедают растения, переносят болезни (жук листогрыз, комары, мухи, с ними хорошо справляются наши крылатые помощники – птицы. Другие пользу: опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
Д/и «Шестиногие помощники»
При рассматривании картинок, рассказать какую пользу приносит то или иное насекомое. Например, пчелы дают людям янтарный мед, воск, из которого делают свечи, и целебное вещество - прополис; муравьи «санитары леса»- уничтожают насекомых - вредителей, переносят различные семена, поддерживая растительный баланс, улучшая структуру почвы; божьи коровки уничтожают вредных тлей, бабочки и пчелы опыляют растения; стрекозы ловят разносчиков болезней - комаров.
Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: «трудолюбивый, как пчела», «назойливый, как муха» (предположения детей)
Ребята, а как вы думаете, можно ли убивать насекомых, если они имеют неприятный внешний вид, ведь мы больше и сильнее их? (ответы детей)
Оказывается, в природе нужны все насекомые, не только красивые, но и не красивые и даже вредные. И представьте себе, если однажды исчезнут все насекомые. Что же произойдет? (ответы детей)
Конечно, не будет насекомых, значит, не будет птиц; нет птиц - нет леса, негде жить другим животным. Потому что в природе все взаимосвязано. Хоть насекомые и очень маленькие, жизнь на Земле без них невозможна. А сохранить насекомых на планете мы сможем, если будем соблюдать простые правила:
-Не нужно рвать полевые цветы - будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар и пыльца нужны для питания.
-Берегите зеленый наряд Земли: травы, кустарники, деревья, среди них живут насекомые.
-Не разоряйте муравейники.
-Хотели бы вы, чтобы кто-нибудь ловил вас? Значит и вам не следует ловить мотыльков, бабочек, стрекоз и других насекомых.
Итог занятия: оценка деятельности и похвала детей.
Насекомых на планете